https://az.sputniknews.ru/20240719/na-puti-k-bolshoy-evrazii-pochemu-azerbaydzhanu-budet-interesno-v-shos-466120505.html
На пути к Большой Евразии: почему Азербайджану будет интересно в ШОС
На пути к Большой Евразии: почему Азербайджану будет интересно в ШОС
Sputnik Азербайджан
Азербайджан подал заявку о повышении своего статуса в ШОС с партнера по диалогу до страны-наблюдателя. Какие проекты объединения будут интересны Баку? 19.07.2024, Sputnik Азербайджан
2024-07-19T18:00+0400
2024-07-19T18:00+0400
2024-07-20T12:24+0400
аналитика
азербайджан
шос
статус
заявка
энергетический хаб
энергоресурсы
поставки
евразия
транспортный коридор
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e8/07/13/466120843_0:161:3071:1888_1920x0_80_0_0_e54282dad725b50b496451fe72e6b4a4.jpg
БАКУ, 19 июл — Sputnik. В последнее время наблюдается растущий интерес Азербайджана к международным региональным объединениям, которые создают альтернативные возможности для взаимовыгодного сотрудничества и объединяют не только крупнейшие евразийские экономики, но и страны с разных континентов. Так, на прошлой неделе стало известно, что Азербайджан намерен вступить в БРИКС - крупнейшее объединение экономик Евразии, Африки и Латинской Америки, которое претендует на то, чтобы стать альтернативой такой мировой организации, как ООН. А на этой неделе появилась новость о том, что Азербайджан подал заявку о повышении своего статуса в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с партнера по диалогу до страны-наблюдателя. Об этом заявил национальный координатор Ирана в Секретариате ШОС Мехрдад Киаеи, заявив, что наряду с Азербайджаном заявку на предоставление статуса наблюдателя подали Камбоджа, Шри-Ланка, Армения и Бангладеш. ШОС - от безопасности к экономике ШОС была создана в 2001 году Китаем, Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном как организация, целью которой является обеспечение стабильности и безопасности, борьба с терроризмом и наркотрафиком в странах-участницах. Затем сотрудничество в рамках ШОС переросло во взаимодействие по экономическим и энергетическим вопросам. Следует отметить, что присоединение новых участников - Пакистана и Индии в 2017 году и Ирана в 2022-м - только усилило экономическую повестку организации. Кроме того, геополитическая ситуация, когда Запад пытается ограничить экономические возможности России, еще больше сплотила страны ШОС и превратила организацию в лидирующее объединение по продвижению альтернативных взаимовыгодных проектов и инициатив. В то же время присоединение Беларуси к ШОС на последнем саммите организации в июле этого года только усилит взаимодействие стран по экономической интеграции и созданию общего геополитического пространства со своими устойчивыми принципами и системой налаживания и развития сотрудничества в Евразии. Кроме того, участие Беларуси в ШОС позволит ускорить интеграцию с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и реализацию совместных взаимовыгодных проектов. Почему Азербайджану будет интересно в ШОС Одной из самых интересных для Азербайджана инициатив, которую планируется реализовать в рамках ШОС, могут стать планы по созданию регионального энергетического хаба "Шанхайская энергетика". Об этой инициативе в конце прошлого года заявил тогдашний вице-президента Ирана Мохаммад Мохбер, который отметил, что целью создания энергетического хаба в рамках ШОС является торговля и обмен энергией, а также обеспечение энергетической безопасности стран-участниц организации. Согласно предложению иранской стороны, на энергетическом хабе ШОС может производиться обмен и торговля ископаемым топливом, электроэнергией и энергией из возобновляемых источников. Кроме того, планируется создание фонда заинтересованных стран-инвесторов для совместного финансирования нефтехимических проектов и инициатив по "зеленой энергетике". Вопрос углубления энергетического сотрудничества в формате регионального объединения не нов для ШОС. Еще в 2005 году президент РФ Владимир Путин выдвинул идею создания "Энергетического клуба ШОС" как механизма, объединяющего производителей, потребителей и транзитеров энергоресурсов. Затем, в 2013-м, представителями стран-членов организации был подписан меморандум о создании энергетического клуба, главной целью которого было прогнозирование спроса и потребления, возможностей стран-производителей удовлетворить этот спрос и обсуждение новых технологий и инноваций. Однако инициатива Ирана носит более коммерческий характер – в рамках энергетического хаба ШОС планируется в первую очередь осуществлять куплю-продажу энергоресурсов, а также привлекать инвестиции в нефтегазовые проекты. Тут необходимо отметить, что в рамках ШОС объединены крупнейшие мировые экспортеры (Россия, Иран, Казахстан) и импортеры (Китай, Индия) энергоресурсов. Кроме того, ряд крупных нефтегазовых стран Ближнего Востока, таких как Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир, Кувейт, Катар, Бахрейн, являются партнерами по диалогу ШОС. Таким образом, повышение статуса Азербайджана в ШОС, а затем, может, и полноправное членство может открыть для республики альтернативный обширный рынок сбыта энергоресурсов. Кроме того, создание "Шанхайской энергетики" может помочь Азербайджану в привлечении дополнительного финансирования энергетического сектора. Тем более что партнеры страны по ШОС уже являются активными инвесторами в энергосектор республики, и дальнейшее развитие сотрудничества с ними в рамках объединения позволит Баку активизировать взаимодействие, в том числе по "зеленой энергетике". Баку и "бесшовный" транспортный коридор Евразии Наряду с энергетикой для стран ШОС актуальным является налаживание и развитие транспортно-логистических коридоров региона с цифровизацией и синхронизацией инфраструктуры и структур стран-участниц объединения. На данном этапе государства ШОС готовятся к созданию глобального транзитного коридора, связывающего страны-члены объединения, путем интеграции главных транспортных маршрутов региона - МТК "Север-Юг" и Среднего маршрута (Транскаспийский коридор/ТМТМ). Вместе с тем ШОС нацелена на интеграцию своих логистических возможностей с теми инициативами, которые предлагают организации-партнеры, такие как ЕАЭС, СНГ и БРИКС. Ожидается, что партнерство ЕАЭС, СНГ и ШОС позволит сформировать "бесшовное" транспортное пространство в Большой Евразии. Сотрудничество этих организаций даст возможность существенно повысить эффективность работы транспортных комплексов стран данных объединений и будет содействовать гармонизации правового регулирования. В этом смысле очень важна роль Азербайджана, который является активным участником развития и деятельности региональных транспортных коридоров. Баку успешно реализует инфраструктурные проекты на своей территории для расширения транзитного потенциала региона, а также успешно взаимодействует со странами ШОС как для привлечения дополнительных грузов на "Север-Юг" и ТМТМ, так и устранения узких мест в маршрутах. Превращение Азербайджана в наблюдателя в ШОС еще больше укрепит взаимодействие со странами региона и в конечном итоге приведет к созданию Большого евразийского пространства, свободного от вмешательства и гегемонии внерегиональных игроков.
https://az.sputniknews.ru/20240719/torgovo-ekonomicheskie-svyazi-azerbaydzhan-nameren-poluchit-status-nablyudatelya-v-shos-466111843.html
евразия
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e8/07/13/466120843_171:0:2902:2048_1920x0_80_0_0_93f7da3a39c459e981eabfd325d202db.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
азербайджан, шос, статус, заявка, энергетический хаб, энергоресурсы, поставки, евразия, транспортный коридор, еаэс, снг, брикс, логистика, экономика
азербайджан, шос, статус, заявка, энергетический хаб, энергоресурсы, поставки, евразия, транспортный коридор, еаэс, снг, брикс, логистика, экономика
На пути к Большой Евразии: почему Азербайджану будет интересно в ШОС
18:00 19.07.2024 (обновлено: 12:24 20.07.2024) Азербайджан подал заявку о повышении своего статуса в ШОС с партнера по диалогу до страны-наблюдателя. Какие проекты объединения будут интересны Баку?
БАКУ, 19 июл — Sputnik. В последнее время наблюдается растущий интерес Азербайджана к международным региональным объединениям, которые создают альтернативные возможности для взаимовыгодного сотрудничества и объединяют не только крупнейшие евразийские экономики, но и страны с разных континентов.
Так, на прошлой неделе стало известно, что Азербайджан намерен вступить в БРИКС - крупнейшее объединение экономик Евразии, Африки и Латинской Америки, которое претендует на то, чтобы стать альтернативой такой мировой организации, как ООН.
А на этой неделе появилась новость о том, что Азербайджан подал заявку о повышении своего статуса в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с партнера по диалогу до страны-наблюдателя. Об этом заявил национальный координатор Ирана в Секретариате ШОС Мехрдад Киаеи, заявив, что наряду с Азербайджаном заявку на предоставление статуса наблюдателя подали Камбоджа, Шри-Ланка, Армения и Бангладеш.
ШОС - от безопасности к экономике
ШОС была создана в 2001 году Китаем, Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Узбекистаном как организация, целью которой является обеспечение стабильности и безопасности, борьба с терроризмом и наркотрафиком в странах-участницах. Затем сотрудничество в рамках ШОС переросло во взаимодействие по экономическим и энергетическим вопросам.
Следует отметить, что присоединение новых участников - Пакистана и Индии в 2017 году и Ирана в 2022-м - только усилило экономическую повестку организации. Кроме того, геополитическая ситуация, когда Запад пытается ограничить экономические возможности России, еще больше сплотила страны ШОС и превратила организацию в лидирующее объединение по продвижению альтернативных взаимовыгодных проектов и инициатив.
В то же время присоединение Беларуси к ШОС на последнем саммите организации в июле этого года только усилит взаимодействие стран по экономической интеграции и созданию общего геополитического пространства со своими устойчивыми принципами и системой налаживания и развития сотрудничества в Евразии.
Кроме того, участие Беларуси в ШОС позволит ускорить интеграцию с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и реализацию совместных взаимовыгодных проектов.
Почему Азербайджану будет интересно в ШОС
Одной из самых интересных для Азербайджана инициатив, которую планируется реализовать в рамках ШОС, могут стать планы по созданию регионального энергетического хаба "Шанхайская энергетика". Об этой инициативе в конце прошлого года заявил тогдашний вице-президента Ирана Мохаммад Мохбер, который отметил, что целью создания энергетического хаба в рамках ШОС является торговля и обмен энергией, а также обеспечение энергетической безопасности стран-участниц организации.
Согласно предложению иранской стороны, на энергетическом хабе ШОС может производиться обмен и торговля ископаемым топливом, электроэнергией и энергией из возобновляемых источников. Кроме того, планируется создание фонда заинтересованных стран-инвесторов для совместного финансирования нефтехимических проектов и инициатив по "зеленой энергетике".
Вопрос углубления энергетического сотрудничества в формате регионального объединения не нов для ШОС. Еще в 2005 году президент РФ Владимир Путин выдвинул идею создания "Энергетического клуба ШОС" как механизма, объединяющего производителей, потребителей и транзитеров энергоресурсов.
Затем, в 2013-м, представителями стран-членов организации был подписан меморандум о создании энергетического клуба, главной целью которого было прогнозирование спроса и потребления, возможностей стран-производителей удовлетворить этот спрос и обсуждение новых технологий и инноваций.
Однако инициатива Ирана носит более коммерческий характер – в рамках энергетического хаба ШОС планируется в первую очередь осуществлять куплю-продажу энергоресурсов, а также привлекать инвестиции в нефтегазовые проекты.
Тут необходимо отметить, что в рамках ШОС объединены крупнейшие мировые экспортеры (Россия, Иран, Казахстан) и импортеры (Китай, Индия) энергоресурсов. Кроме того, ряд крупных нефтегазовых стран Ближнего Востока, таких как Саудовская Аравия, ОАЭ, Алжир, Кувейт, Катар, Бахрейн, являются партнерами по диалогу ШОС.
Таким образом, повышение статуса Азербайджана в ШОС, а затем, может, и полноправное членство может открыть для республики альтернативный обширный рынок сбыта энергоресурсов. Кроме того, создание "Шанхайской энергетики" может помочь Азербайджану в привлечении дополнительного финансирования энергетического сектора. Тем более что партнеры страны по ШОС уже являются активными инвесторами в энергосектор республики, и дальнейшее развитие сотрудничества с ними в рамках объединения позволит Баку активизировать взаимодействие, в том числе по "зеленой энергетике".
Баку и "бесшовный" транспортный коридор Евразии
Наряду с энергетикой для стран ШОС актуальным является налаживание и развитие транспортно-логистических коридоров региона с цифровизацией и синхронизацией инфраструктуры и структур стран-участниц объединения.
На данном этапе государства ШОС готовятся к созданию глобального транзитного коридора, связывающего страны-члены объединения, путем интеграции главных транспортных маршрутов региона - МТК "Север-Юг" и Среднего маршрута (Транскаспийский коридор/ТМТМ).
Вместе с тем ШОС нацелена на интеграцию своих логистических возможностей с теми инициативами, которые предлагают организации-партнеры, такие как ЕАЭС, СНГ и БРИКС. Ожидается, что партнерство ЕАЭС, СНГ и ШОС позволит сформировать "бесшовное" транспортное пространство в Большой Евразии. Сотрудничество этих организаций даст возможность существенно повысить эффективность работы транспортных комплексов стран данных объединений и будет содействовать гармонизации правового регулирования.
В этом смысле очень важна роль Азербайджана, который является активным участником развития и деятельности региональных транспортных коридоров. Баку успешно реализует инфраструктурные проекты на своей территории для расширения транзитного потенциала региона, а также успешно взаимодействует со странами ШОС как для привлечения дополнительных грузов на "Север-Юг" и ТМТМ, так и устранения узких мест в маршрутах. Превращение Азербайджана в наблюдателя в ШОС еще больше укрепит взаимодействие со странами региона и в конечном итоге приведет к созданию Большого евразийского пространства, свободного от вмешательства и гегемонии внерегиональных игроков.