Графики на экране, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.11.2023
Аналитика

Каспийский груз: страны ОТГ создают совместный комитет по развитию логистических проектов

© Sputnik / Mihail Voskresenskiy / Перейти в фотобанкРазгрузка контейнернов, фото из архива
Разгрузка контейнернов, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 31.05.2024
Подписаться
Новый орган должен помочь устранить существующие преграды на пути развития товарооборота, в первую очередь, юридического характера.
Организация тюркских государств (ОТГ) создает совместный комитет представителей заинтересованных государственных органов и организаций с целью развития транспортного потенциала и торгово-экономических отношений.
Предполагается, что работа нового органа поможет увеличить объемы железнодорожных, водных и автомобильных грузоперевозок между странами-участницами ОТГ. Тюркоязычные государства смогут интенсивнее сотрудничать и оказывать скоординированную помощь в продвижении комбинированных грузоперевозок.
В рамках сотрудничества уже проделана немалая работа. В настоящий момент сроки прохождения грузов и доставки товаров по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), пролегающий через страны Центральной Азии, Азербайджан и Турцию, удалось сократить до 19-23 дней, что вдвое быстрее, чем в прошлом году. Особое внимание уделяется ускорению процесса согласования документов. В перспективе – переход на электронное оформление грузоперевозок, что значительно сократит процесс их рассмотрения и согласования.
Кроме того, государства-участники организации сделали особый акцент на упрощении таможенного контроля, в связи с чем подписан соответствующий договор. В течение прошлого года документ был ратифицирован всеми странами ОТГ, за исключением Казахстана, который сделал это в 2024 году.

Что мешает успешной реализации проекта?

В процессе работы над установлением упрощенного таможенного коридора, необходимого для развития потенциала ТМТМ, возникают проблемы, которые приходится решать на ходу. Именно этим объясняется задержка ратификации со стороны некоторых государств-членов ОТГ.
Первое, с чем столкнулись участники соглашения – это необходимость обеспечения соответствия подписываемых документов уже существующим обязательствам перед другими международными организациями, в частности, ЕАЭС, СНГ и другими объединениями, а также отдельно с Европейским Союзом. Как показывает ситуация, участники смогли относительно успешно разрешить эти задачи.
Следует учесть и то, что в подписанном соглашении об упрощении таможенного контроля не участвуют такие страны, как Туркменистан и Грузия, которые играют важную роль в развитии ТМТМ. Особенно это относится к Грузии, через территорию которой непосредственно проходит маршрут. Возможным решением станет прокладка коридора через территорию Армении, который указан в документах ОТГ как "Зангезурский коридор".
Необходимо отметить, что запуск транспортного маршрута, связывающего Азербайджан с Нахчываном через Иран, отнюдь не решает проблему в корне. Не исключено, что даже после его запуска участники проекта могут столкнуться с трудностями, по сути своей схожими с существующими на грузинском направлении. В такой ситуации они будут вынуждены подстраиваться под условия третьих стран, которые могут не всегда совпадать с определенными пунктами соглашения в рамках ОТГ.

Сотрудничество со странами вне ОТГ

Основная задача ТМТМ как части большого проекта "Один пояс-Один путь" – способствовать быстрой, экономически выгодной и безопасной доставке грузов с Востока на Запад и обратно, что предполагает сотрудничество со странами – отправителями и получателями, не входящими в ОТГ. Основным партнером выступает Китай, который является инициатором и главным инвестором проекта, а также гарантом загруженности маршрута.
Следует отметить, что Мажилис Казахстана на днях ратифицировал два соглашения с КНР, которые призваны обеспечить развитие ТМТМ. Стороны обязуются обеспечить эффективное использование автомобильного, железнодорожного и морского видов транспорта, создание благоприятных условий для перевозки грузов, а также развитие логистических центров на территориях двух стран для привлечения дополнительных объемов при транзите по коридору.
В настоящее время Казахстан является основным партнером КНР, который обеспечивает транзит китайских товаров в западном направлении по железнодорожному транспорту. Страны также работают над реализацией проекта железной дороги, которая свяжет Китай с Узбекистаном через территорию Казахстана.
Подобный маршрут разрабатывается и между Китаем и Кыргызстаном, через территорию которой товары из Поднебесной попадут в Узбекистан и Туркменистан, откуда морским путем осуществляются доставки до портов Азербайджана. В настоящее время перевозка товаров в этом направлении осуществляется автомобильным транспортом, что не позволяет наращивать объемы до необходимых размеров. Но Пекин и Бишкек уже договорились о строительстве железной дороги, что значительно ускорит и удешевит процесс.
Страны ОТГ успешно работают над расширением возможностей для обеспечения грузопотока в рамках проекта "Один пояс-Один путь". Реализация проектов обеспечивает вовлеченность в проект практически всех тюркских государств, включая и тех, кто пока не представлен в ОТГ в качестве полноправного члена организации. Делается все возможное, чтобы маршрут по ТМТМ стал одним из основных путей доставки товаров на Запад и обратно. И самое главное, совместные декларации и документы не исключают наличия конкуренции между странами ОТГ, что лишь способствует успешному развитию реализуемых логистических проектов и увеличивает их привлекательность для сторонних участников.
Грузовые контейнеры - Sputnik Азербайджан, 1920, 09.02.2024
Новости
Баку и Астана актуализируют дорожную карту по устранению "узких" мест и развитию ТМТМ
Лента новостей
0