Графики на экране, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.11.2023
Аналитика

Почему Центральная Азия и Южный Кавказ стали центром привлечения арабских нефтедолларов

© AP Photo / John MooreCотрудник саудовской нефтяной компании Aramco на нефтяном месторождении Аль-Хаута, Саудовская Аравия
Cотрудник саудовской нефтяной компании Aramco на нефтяном месторождении Аль-Хаута, Саудовская Аравия - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.02.2024
Подписаться
Арабские страны активно инвестируют в создание и развитие транспортной, энергетической и производственной сфер, а также становятся участниками нефтегазовых проектов этого региона.
БАКУ, 17 фев — Sputnik. Регион Центральной Азии и Южного Кавказа рассматривается в последнее время международными инвесторами и участниками внешнеэкономической деятельности как единое пространство - ведь развитие транспортно-логистических коридоров и ряда промышленных производств происходит взаимосвязано. Именно по этой причине инвесторы осваивают эти регионы параллельно.
При этом значительно вырос интерес к Центральной Азии и Южному Кавказу со стороны арабских стран Персидского залива - крупнейшие экономики активно инвестируют в создание и развитие транспортной, энергетической и производственной сфер, а также становятся участниками нефтегазовых проектов.
Для активизации сотрудничества между данными регионами проводятся различные форумы и саммиты. Так, в прошлом году в Джидде (Саудовская Аравия) состоялся первый саммит стран Персидского залива с группой стран Центральной Азии. Кроме того, в мае в ОАЭ был проведен международный форум по привлечению инвестиций в энергетический сектор Туркменистана.
Стоит отметить, что традиционно главными инвесторами из региона Персидского залива всегда были ОАЭ и Саудовская Аравия, однако Катар - фактически конкурент этих стран по развитию экономики и международному сотрудничеству - также начал активно налаживать связи со странами Центральной Азии и Южного Кавказа. Так, 14 февраля в Дохе состоялся казахстано-катарский инвестиционный "круглый стол", на котором инвесторы и официальные лица Катара выразили заинтересованность в транспортных проектах, в частности в инвестировании и использовании Среднего коридора, а также в разведку и разработку нефтегазовых месторождений в Казахстане.

Арабские фонды - инвестиционный инструмент

Арабские страны Персидского залива, как известно, обладают широкими инвестиционными возможностями в первую очередь благодаря колоссальным доходам от реализации нефтегазовых ресурсов. В то же время эти страны сторонники активного финансирования зарубежных проектов и инициатив: согласно отчету Арабской корпорации по гарантиям инвестиций и экспортных кредитов (Dhaman), суммарные инвестиции стран Залива только в экономику Евросоюза достигли свыше $450 млрд по итогам 2023 года.
При этом главным инструментом инвестирования для арабских стран являются инвестфонды. В странах Персидского залива действует около 20 суверенных фондов благосостояния, которые управляют примерно $3,7 трлн - около трети мировых активов государственных фондов.
По данным журнала Global Finance Magazine, крупнейшим ближневосточным фондом в настоящее время является Инвестиционное управление Абу-Даби (ADIA) с общими активами в $790 млрд. Далее следует Инвестиционное управление Кувейта (KIA) с $750 млрд, затем Государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии (PIF) с $600 млрд.
Кроме того, в ОАЭ создан фонд по развитию и финансированию проектов в сфере "зеленой" энергетики и "зеленой" экономики.
О важности арабских нефтедолларов в мировой экономике говорят и руководители ведущих финансовых институтов. Так, по словам главы Международного валютного фонда Кристалины Георгиевой, роль арабского региона в развитии мировой экономики стремительно возрастает.

"Зеленые" проекты, углеводороды и транспорт

Для арабских инвесторов в регионе Центральной Азии и Южного Кавказа наибольший интерес представляют проекты по развитию мощностей возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и "зеленой" энергетики. Так, компания из ОАЭ Masdar инвестировала в строительство солнечной электростанции установленной мощностью 230 МВт на Абшеронском полуострове Азербайджана.
В то же время саудовская компания ACWA POWER реализует проект по строительству ветряной электростанции "Хызы-Абшерон" мощностью 240 МВт, что позволит ежегодно вырабатывать 1 млрд кВт/часов электроэнергии. А катарская компания Nebras Power намерена реализовать проект газотурбинной электростанции в Яшме (Азербайджан).
Кроме того, компания Masdar строит солнечную электростанцию мощностью 96 МВт в Грузии.
Эмиратская Masdar и саудовская ACWA POWER реализуют аналогичные проекты в Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Кыргызстане и Таджикистане.
Вместе с "зелеными инициативами" арабские инвесторы также заинтересованы в участии в нефтегазовых проектах региона. Так, в прошлом году стало известно, что Национальная нефтяная компания Абу-Даби (ADNOC) приобретет 30% акций азербайджанского газоконденсатного месторождения "Абшерон". ADNOC приобретет по 15% акций у Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) и TotalEnergies, которые после завершения сделки будут владеть по 35% акций месторождения.
Данное решение эмиратской компании связано с планами по расширению деятельности в зарубежных странах, и стоит отметить, что "Абшерон" - первый иностранный проект ADNOC по разработке углеводородного месторождения и добыче.
В то же время арабские компании являются активными инвесторами и управляющими проектов по развитию мощностей морских портов Каспия и Черного моря.
Крупнейшая компания из ОАЭ Abu Dhabi Ports Group создает ряд проектов в Казахстане в сфере логистики, помогая стране в развитии морского флота и береговой инфраструктуры в Каспийском и Черном морях для расширения возможностей перевозки казахстанской нефти. Вместе с тем, Abu Dhabi Ports Company и грузинская дочка АО "КазТрансОйл" рассматривают вопросы увеличения производственных мощностей Батумского морского порта и Батумского нефтяного терминала в Грузии.
Эмиратская компания и Туркменистан также сотрудничают по развитию и управлению туркменскими портами, привлечению в них дополнительных грузов, а также усовершенствованию их логистических возможностей.
К транспортно-логистическим проектам на Каспийском море и в странах Центральной Азии проявляют интерес и компании из Саудовской Аравии и Катара.
В целом арабские страны заинтересованы в участии в региональных транспортных маршрутах, в частности в проекте "Средний коридор" и МТК "Север-Юг". Участие в этих проектах не просто как пользователи, но и как инвесторы позволит арабским странам получить определенные преференции в грузоперевозках, тем самым обеспечив логистическую безопасность и бесперебойный импорт/экспорт товаров.

Экономическая стабильность региона - залог привлечения инвестиций

Растущий интерес арабских стран Персидского залива к Центральной Азии и Южному Кавказу можно объяснить в первую очередь благоприятной экономической ситуацией в данных регионах, а также растущей значимостью этих стран в мировой экономике и торговле. Так, по итогам прошлого года экономики Центральноазиатского и Южнокавказского регионов выросли на более чем 5% и 3% соответственно.
Кроме того, после того как Азербайджан освободил свои территории в 2020-м и 2023 году от армянской оккупации, ожидается разблокировка на Южном Кавказе транспортных путей, что откроет новые возможности для транзита через этот регион. Этот фактор, с учетом активного развития сотрудничества между арабскими странами и Китаем и Индией, станет еще одним плюсом для инвестирования в Центральную Азию и Южный Кавказ.
В то же время, из-за ожидаемой затяжной рецессии и проблем в экономике ЕС инвесторы, в том числе из стран Персидского залива, потеряли интерес к еврозоне и переориентировали свои инвестиционные потоки на альтернативные рынки, среди которых и регион Центральной Азии и Южного Кавказа.
Наряду с этим, данный регион еще и географически близок государствам Персидского залива, что делает его более понятным и надежным для арабского инвестора. Ожидается, что страны Залива увеличат долю инвестиций в Азию в общем портфеле финансирования с нынешних 20% до 40% в среднесрочной перспективе, а это означает, что экономические интеграционные процессы на азиатских рынках будут углубляться, что станет драйвером роста ВВП в Центральной Азии и на Южном Кавказе.
Рабочие за сборкой автомобиля  - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.02.2024
Аналитика
Вслед за Центральной Азией: станет ли Азербайджан центром сборки китайских автомобилей?
Лента новостей
0