https://az.sputniknews.ru/20231023/vstrecha-33-v-tegerane-kak-ekonomika-opredelyaet-politiku-459871606.html
Встреча "3+3" в Тегеране: как экономика определяет политику
Встреча "3+3" в Тегеране: как экономика определяет политику
Sputnik Азербайджан
Налаживание тесного и плодотворного сотрудничества между странами Южного Кавказа в формате "3+3" призвана служить экономическому развитию и политической... 23.10.2023, Sputnik Азербайджан
2023-10-23T19:30+0400
2023-10-23T19:30+0400
2023-10-23T19:30+0400
азербайджан
россия
иран
турция
армения
грузия
южный кавказ
экономика
транспортный коридор
платформа "3+3"
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/41456/26/414562649_0:215:2048:1367_1920x0_80_0_0_af7201a8f2cce125ef6a571efd5e071e.jpg
БАКУ, 23 окт — Sputnik. Очередная встреча в рамках региональной платформы "3+3" на уровне глав МИД Азербайджана, России, Турции, Ирана и Армении проходит в понедельник в Тегеране. Грузинская сторона, как и в прошлый раз, отказалась от участия в дискуссиях. Встреча призвана реанимировать формат, который забуксовал сразу же после первого саммита в Москве. Несмотря на все перспективы сотрудничества, существуют объективные факторы, мешающие налаживанию широкого партнерства в регионе. К ним, в частности, можно отнести противоречия между странами региона, а также приоритеты в выборе сторонних партнеров. Ситуация во взаимоотношениях государств региона Так уж сложилась, что почти у каждой из стран Южного Кавказа существуют, мягко говоря, натянутые отношения с кем-то из региональных соседей. Наиболее сложные отношения наблюдаются между Азербайджаном и Арменией. И если на протяжении почти 30 лет основной проблемой для налаживания связей был факт оккупации со стороны Армении азербайджанских земель, то теперь после освобождения территорий стороны никак не могут прийти к согласию в вопросах делимитации и демаркации границ, и, соответственно, мирного договора. В рамках взаимодействия Баку предлагает Еревану сотрудничество в логистической сфере, соответствующий пункт о котором включен в трехстороннее заявление ноября 2020 года. Но несмотря на то, что со дня подписания документа прошло почти три года, со стороны Армении до сих пор в этом направлении ничего не сделано. Также проблематично выглядит налаживание взаимоотношений между Россией и Грузией. Стороны никак не могут прийти к соглашению по Абхазии и Южной Осетии. Вдобавок к этому, Армения и Грузия активно заглядываются на Запад, что отрицательно воспринимается региональными партнерами. И это пока не принесло ни Еревану, ни Тбилиси ничего, кроме проблем с соседями. Что касается России, Турции и Ирана, то они продолжают развивать сотрудничество, в том числе и на региональном уровне. Хотя у каждого из них на Южном Кавказе есть свои приоритеты, однако дипломатам удается договариваться. Перспективы развития взаимоотношений Развитие экономического сотрудничества в регионе призвано простимулировать сближение между вчерашними соперниками. При этом приоритеты экономического развития и стабильности в регионе должны быть превыше призрачных перспектив сотрудничества со сторонними державами. В настоящее время сильнее всех в регион рвется ЕС, в частности, Франция. Основным проводником их влияния на Южном Кавказе фактически является Армения во главе с премьер-министром Пашиняном. Ранее Ереван инициировал размещение у себя полувоенной миссии ЕС на границе с Азербайджаном, теперь армянские власти намерены закупить французское вооружение. И тут стоит напомнить, что для внедрения любого нового вооружения, необходимо организовать обучение личного состава. А заниматься этим в Армении будут военные инструкторы из Франции, которые прибудут в страну вслед за оружием. А в каком количестве, с какой реальной целью и на какой срок – стороны будут решать в двустороннем формате. К слову будет сказано, что в настоящее время министры обороны Армении и Франции обсуждают вопросы развития сотрудничества в военной сфере. Такое положение дел, естественно, не устраивает остальных участников формата "3+3". России абсолютно не нужно усиление на своих южных рубежах европейской военной машины с учетом военных поставок в сопровождении французских военнослужащих. Создание нового плацдарма недалеко от российских границ может быть расценено Москвой как реальная угроза безопасности страны. Похожая ситуация и у Ирана. Все помнят резкие заявления иранцев по поводу развития сотрудничества Азербайджана с Израилем, в котором Тегеран видел угрозу своей национальной безопасности. Французское присутствие в Армении может означать фактическое приближение к иранским границам натовских военных. Отношение Азербайджана и Турции к данному вопросу также негативное. Франция уже десятилетиями демонстрирует антиазербайджанскую и антитурецкую позицию, которая стала особо радикальной и агрессивной в последние годы. С учетом сложившихся обстоятельств можно с уверенностью сказать, что в настоящее время Армения является наиболее слабым звеном из всех участвующих в переговорах. Экономические интересы – двигатель политического сближения Несмотря на определенные политические трения, экономические интересы стран региона во многом совпадают. Основным направлением развития совместного экономического взаимодействия на данном этапе является логистическая сфера. Страны региона разрабатывают грандиозные проекты, которые позволят увеличить пропускную способность маршрутов Восток-Запад и Север-Юг. Писать о существующих маршрутах было бы лишним, поскольку о них можно прочитать в предыдущих материалах автора. А что касается перспективных направлений, стоит отметить, что стороны пытаются обеспечить в них интерес всех стран региона, что в свою очередь должно послужить углублению сотрудничества и усилению безопасности на Южном Кавказе. Проблематичной с этой точки зрения может стать позиция руководства Армении. В этом плане есть негативный опыт прошлого, когда ради своих политических амбиций Ереван торпедировал прокладку через Армению нефте- и газопроводов. В итоге транзит углеводородов приносит значительный доход в казну соседней Грузии. В настоящее время Армении предлагается участие в логистических проектах региона, которые, наряду с материальными дивидендами, позволят стране выйти из полублокадного положения, в которое ее загнала бездарная политика ее же руководства. Напомним, что в настоящее время Азербайджан, Россия, Турция и Иран успешно сотрудничают в деле реализации транспортных коридоров проектов. Так, в преддверии тегеранской встречи при участии министра дорог и городского развития Ирана Рустама Гасеми состоялась церемония закладки фундамента моста на трассе на территории Восточно-Зангезурского экономического района Азербайджана. Это означает начало строительства альтернативной ветки Зангезурского проекта, который должен был пройти через армянскую территорию. Этим шагом Азербайджан дал ясный сигнал Еревану, что тот рискует остаться в стороне от данного перспективного проекта. Однако возникшая ситуация вовсе не исключает возможность одновременного использования обеих веток. Вполне возможно, что этот вопрос также будет обсуждаться на встрече руководителей МИД в Тегеране. Ведь нормализация отношений между Баку и Ереваном обязательно подразумевает и налаживание экономического сотрудничества с целью устойчивого развития политических связей. Разрешению противоречий между Азербайджаном и Арменией может послужить интенсификация и углублению сотрудничества, что, в свою очередь, внесет свою лепту в вопрос региональной безопасности.
россия
иран
турция
армения
грузия
южный кавказ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/41456/26/414562649_149:0:1972:1367_1920x0_80_0_0_32794f0e06c3b7cf7f71231ad0d8ce4d.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
азербайджан, россия, иран, турция, армения, грузия, южный кавказ, экономика, транспортный коридор, платформа "3+3", мид
азербайджан, россия, иран, турция, армения, грузия, южный кавказ, экономика, транспортный коридор, платформа "3+3", мид
Встреча "3+3" в Тегеране: как экономика определяет политику
Налаживание тесного и плодотворного сотрудничества между странами Южного Кавказа в формате "3+3" призвана служить экономическому развитию и политической стабильности.
БАКУ, 23 окт — Sputnik. Очередная встреча в рамках региональной платформы "3+3" на уровне глав МИД Азербайджана, России, Турции, Ирана и Армении проходит в понедельник в Тегеране. Грузинская сторона, как и в прошлый раз, отказалась от участия в дискуссиях. Встреча призвана реанимировать формат, который забуксовал сразу же после первого саммита в Москве.
Несмотря на все перспективы сотрудничества, существуют объективные факторы, мешающие налаживанию широкого партнерства в регионе. К ним, в частности, можно отнести противоречия между странами региона, а также приоритеты в выборе сторонних партнеров.
Ситуация во взаимоотношениях государств региона
Так уж сложилась, что почти у каждой из стран Южного Кавказа существуют, мягко говоря, натянутые отношения с кем-то из региональных соседей. Наиболее сложные отношения наблюдаются между Азербайджаном и Арменией. И если на протяжении почти 30 лет основной проблемой для налаживания связей был факт оккупации со стороны Армении азербайджанских земель, то теперь после освобождения территорий стороны никак не могут прийти к согласию в вопросах делимитации и демаркации границ, и, соответственно, мирного договора.
В рамках взаимодействия Баку предлагает Еревану сотрудничество в логистической сфере, соответствующий пункт о котором включен в трехстороннее заявление ноября 2020 года. Но несмотря на то, что со дня подписания документа прошло почти три года, со стороны Армении до сих пор в этом направлении ничего не сделано.
Также проблематично выглядит налаживание взаимоотношений между Россией и Грузией. Стороны никак не могут прийти к соглашению по Абхазии и Южной Осетии. Вдобавок к этому, Армения и Грузия активно заглядываются на Запад, что отрицательно воспринимается региональными партнерами. И это пока не принесло ни Еревану, ни Тбилиси ничего, кроме проблем с соседями.
Что касается России, Турции и Ирана, то они продолжают развивать сотрудничество, в том числе и на региональном уровне. Хотя у каждого из них на Южном Кавказе есть свои приоритеты, однако дипломатам удается договариваться.
Перспективы развития взаимоотношений
Развитие экономического сотрудничества в регионе призвано простимулировать сближение между вчерашними соперниками. При этом приоритеты экономического развития и стабильности в регионе должны быть превыше призрачных перспектив сотрудничества со сторонними державами.
В настоящее время сильнее всех в регион рвется ЕС, в частности, Франция. Основным проводником их влияния на Южном Кавказе фактически является Армения во главе с премьер-министром Пашиняном. Ранее Ереван инициировал размещение у себя полувоенной миссии ЕС на границе с Азербайджаном, теперь армянские власти намерены закупить французское вооружение. И тут стоит напомнить, что для внедрения любого нового вооружения, необходимо организовать обучение личного состава. А заниматься этим в Армении будут военные инструкторы из Франции, которые прибудут в страну вслед за оружием. А в каком количестве, с какой реальной целью и на какой срок – стороны будут решать в двустороннем формате. К слову будет сказано, что в настоящее время министры обороны Армении и Франции обсуждают вопросы развития сотрудничества в военной сфере.
Такое положение дел, естественно, не устраивает остальных участников формата "3+3". России абсолютно не нужно усиление на своих южных рубежах европейской военной машины с учетом военных поставок в сопровождении французских военнослужащих. Создание нового плацдарма недалеко от российских границ может быть расценено Москвой как реальная угроза безопасности страны.
Похожая ситуация и у Ирана. Все помнят резкие заявления иранцев по поводу развития сотрудничества Азербайджана с Израилем, в котором Тегеран видел угрозу своей национальной безопасности. Французское присутствие в Армении может означать фактическое приближение к иранским границам натовских военных.
Отношение Азербайджана и Турции к данному вопросу также негативное. Франция уже десятилетиями демонстрирует антиазербайджанскую и антитурецкую позицию, которая стала особо радикальной и агрессивной в последние годы. С учетом сложившихся обстоятельств можно с уверенностью сказать, что в настоящее время Армения является наиболее слабым звеном из всех участвующих в переговорах.
Экономические интересы – двигатель политического сближения
Несмотря на определенные политические трения, экономические интересы стран региона во многом совпадают. Основным направлением развития совместного экономического взаимодействия на данном этапе является логистическая сфера. Страны региона разрабатывают грандиозные проекты, которые позволят увеличить пропускную способность маршрутов Восток-Запад и Север-Юг.
Писать о существующих маршрутах было бы лишним, поскольку о них можно прочитать в
предыдущих материалах автора. А что касается перспективных направлений, стоит отметить, что стороны пытаются обеспечить в них интерес всех стран региона, что в свою очередь должно послужить углублению сотрудничества и усилению безопасности на Южном Кавказе.
Проблематичной с этой точки зрения может стать позиция руководства Армении. В этом плане есть негативный опыт прошлого, когда ради своих политических амбиций Ереван торпедировал прокладку через Армению нефте- и газопроводов. В итоге транзит углеводородов приносит значительный доход в казну соседней Грузии. В настоящее время Армении предлагается участие в логистических проектах региона, которые, наряду с материальными дивидендами, позволят стране выйти из полублокадного положения, в которое ее загнала бездарная политика ее же руководства.
Напомним, что в настоящее время Азербайджан, Россия, Турция и Иран успешно сотрудничают в деле реализации транспортных коридоров проектов. Так, в преддверии тегеранской встречи при участии министра дорог и городского развития Ирана Рустама Гасеми состоялась церемония закладки фундамента моста на трассе на территории Восточно-Зангезурского экономического района Азербайджана. Это означает начало строительства альтернативной ветки Зангезурского проекта, который должен был пройти через армянскую территорию. Этим шагом Азербайджан дал ясный сигнал Еревану, что тот рискует остаться в стороне от данного перспективного проекта.
Однако возникшая ситуация вовсе не исключает возможность одновременного использования обеих веток. Вполне возможно, что этот вопрос также будет обсуждаться на встрече руководителей МИД в Тегеране. Ведь нормализация отношений между Баку и Ереваном обязательно подразумевает и налаживание экономического сотрудничества с целью устойчивого развития политических связей. Разрешению противоречий между Азербайджаном и Арменией может послужить интенсификация и углублению сотрудничества, что, в свою очередь, внесет свою лепту в вопрос региональной безопасности.