Сорок километров способны превратить регион в транспортный хаб

© AFP 2023 / UUGANSUKH BYAMBAГрузовики с углем, фото из архива
Грузовики с углем, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 08.06.2023
Подписаться
Транспортный коридор "Север-Юг" необходимо развивать в сопряжении с Транскаспийским международным транспортным маршрутом. В этом контексте открытие Зангезурского коридора приобретает особое значение.
БАКУ, 8 июн — Sputnik. По итогам последнего заседания трехсторонней рабочей группы под председательством вице-премьеров Азербайджана, России и Армении был отмечен важный прогресс в области согласования методов разблокировки транспортного сообщения между АР и РА. В частности, стороны пришли к общему пониманию относительно реализации конкретных шагов по восстановлению и организации железнодорожного сообщения по маршруту Араздеен-Джульфа-Ордубад-Мехри-Горадиз.
Этот вопрос представляет особую актуальность и в плане предложений, озвученных на заседании Высшего евразийского экономического совета. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на нем заявил, что ЕАЭС может стать связующим звеном между Европой и Азией, глобальным Югом и Севером. С этой целью, по его мнению, необходимо развивать транспортный коридор "Север-Юг" в сопряжении с Транскаспийским транспортным маршрутом (Средним коридором).
В этом контексте уместно напомнить, что Зангезурский коридор протяженностью 40 км является одним из ключевых отрезков на этом пути, который может способствовать диверсификации маршрутов с параллельным увеличением грузопотока.

Логистическая инфраструктура в свете интересов стран региона

В современной экономической (да и не только) фразеологии все чаще встречается термин "диверсификация". Особо широкое распространение он получил в отношении поставок энергоносителей. Но, как показало время, в современном мире не меньшее значение приобретает и вопрос диверсификации транспортных коммуникаций и логистических возможностей.
Возникшая в связи с конфликтом на Украине ситуация существенно сказалась и на мировых логистических реалиях. Ранее почти все товары из Китая в Европу и обратно доставлялись по территории России. Но после санкционной войны, развернутой коллективным Западом против России, и ответных мер Москвы это стало невозможно. В такой обстановке поиск новых логистических маршрутов стал объективной необходимостью практически для всех стран евразийского пространства.
Примечательно, что диверсификация логистических возможностей стала актуальной и для России. Еще недавно с учетом размеров ее территории вопросы необходимости прокладки новых путей сообщения для выхода на мировые рынки казались неактуальными. Но закрытие западных маршрутов сделало необходимым поиск новых путей доставки товаров к Индийскому океану с последующей транспортировкой в страны назначения и наоборот.
При этом необходимо учесть, что товары по данному маршруту доставляются и в настоящее время, но логистические возможности действующей инфраструктуры довольно ограничены. Именно этот фактор делает необходимым развитие логистической инфраструктуры в указанном направлении.
Расширение возможностей предполагает как улучшение технического состояния существующих дорог, так и создание новых маршрутов, что позволит существенно сократить расстояние и время доставки грузов и параллельно диверсифицировать логистику, что необходимо для избежания зависимости от отдельных партнеров.
В настоящее время Россия интенсивно использует логистические возможности коридора "Север-Юг" по всем трем веткам этого маршрута. Товары доставляются по восточной ветке, пролегающей через территорию среднеазиатских стран, с последующим выходом к Индийскому океану по территории Ирана, а также по средней ветке, которая проходит через акваторию Каспийского моря. И, наконец, западная ветка пролегает через каспийское побережье Азербайджана.
Все три маршрута предусматривают выход к иранскому порту Бендер-Аббас с последующей транспортировкой в индийский порт Мумбаи. Нетрудно заметить, что Иран получает возможность завязать на себе все маршруты в этом направлении, что вызовет некоторый дискомфорт у остальных участников проекта. Это же проливает свет на позицию Тегерана по поводу реализации Зангезурского коридора.

Зангезурский коридор: окно в Европу и не только…

В настоящее время западная ветка транспортного коридора "Север-Юг" позволяет продолжить движение по маршруту Баку-Тбилиси-Карс с выходом на территорию Турции. Но если в автомобильном сегменте этого пути все относительно просто, то на железнодорожном участке существуют определенные проблемы. Да и пропускная способность данного маршрута пока еще далека от максимальной.
Более короткий и обладающий большей пропускной способностью Зангезурский коридор предоставляет обширные логистические возможности. Помимо того что он свяжет по суше Азербайджан с Нахчыванской Автономной Республикой, а для Армении станет выходом к Каспию и территории России, его инфраструктура также позволит РФ и среднеазиатским странам получить выход на Турцию, Европу, страны Ближнего Востока и Африки, минуя территорию Ирана.
Наличие широких логистических возможностей оценивается экспертами как фактор, способствующий росту связей в регионе и за его пределами. Не стоит сбрасывать со счетов и тот факт, что в развитии этой инфраструктуры заинтересованы и другие мировые политические и экономические центры. Достаточно назвать таких гигантов мировой экономики, как Китай и Индия. Несмотря на имеющиеся между ними разногласия, обе страны заинтересованы в наличии удобных и стабильных логистических связей с Западом, которые в данном случае могут проходить через Кавказский регион.
Не меньшую заинтересованность в данном вопросе проявляют и западные партнеры. Международный транспортный форум ITF отмечает, что крах традиционной логистики в Евразии создает ситуацию, при которой не только европейские страны, но и весь мир должен объединить усилия для налаживания альтернативных коридоров, потому что под угрозой - вся мировая экономика. Ради ответа на этот вопрос в Европе регулярно проводятся различные встречи, переговоры и саммиты, на которых политики и эксперты пытаются найти выход из создавшейся ситуации.
Особенно активно эту идею продвигает Великобритания, в которой хорошо знают цену контроля над глобальными торговыми путями. И то, что министр транспорта этой страны Марк Харпер называет Средний коридор основным маршрутом, призванным обеспечить движение товаров из Китая в Европу и обратно, еще раз подчеркивает значимость этого пути в целом и Зангезурского коридора в частности.
Строительство и запуск дороги полностью зависят от стран региона. Неслучайно в трехстороннем заявлении от 2020 года этому вопросу уделено особое внимание. И заявление вице-премьера России Алексея Оверчука о наличии "важного прогресса в области согласования методов снятия блокировки транспортного сообщения между Азербайджаном и Арменией" вселяет надежду, что стороны наконец-то придут к согласию по открытию коммуникаций в регионе. Это послужит в итоге не только развитию экономики, но и укреплению мира и стабильности.
Лента новостей
0