"Мода" на туркменский газ: настал ли звездный час для месторождения "Достлуг"

© Photo : SOCARТрансанатолийский газопровод, фото из архива
Трансанатолийский газопровод, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 14.06.2023
Подписаться
Туркменский газ ждут и в Иране, и в Китае. Даже в Европе заговорили о необходимости его закупки. С чем связан резкий рост спроса на голубое топливо из Туркменистана?
БАКУ, 14 июн — Sputnik. Мировой энергетический рынок в последние дни становится свидетелем роста популярности туркменского природного газа. О заинтересованности в его закупке говорят в Европе, Иран пытается привлечь газ из Туркменистана в свой будущий хаб, а партнеры на Востоке делают все возможное, чтобы наладить его импорт.
Так, на прошлой неделе министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто заявил, что туркменский газ важен с точки зрения энергетической безопасности Европы, и отметил необходимость строительства Транскаспийского трубопровода для поставки голубого топлива из Туркменистана в Азербайджан.
За несколько дней до заявления Сийярто Иран анонсировал свой проект по созданию газового хаба, в котором, как предполагают в Тегеране, примет участие и Туркменистан.
Кроме того, 8 июня Пакистан и Туркменистан подписали план по совместной реализации проекта строительства газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), предусматривающий завершение в кратчайшие сроки подготовки его технико-экономического обоснования и ускорение строительных работ.
При этом Пекин также активизировал усилия по строительству четвертой ветки газопровода Центральная Азия–Китай, который начинается в Туркменистане. Кстати, переговоры о строительстве этой ветки идут на протяжении уже более 10 лет.

С чем связан интерес к туркменскому газу

Туркменистан по запасам природного газа занимает четвертое место в мире: согласно отчету BP, они оцениваются почти в 19,5 трлн кубометров.
Однако добыча газа в Туркменистане не соответствует имеющемуся потенциалу. По итогам 2021 года этот показатель составил 83,7 млрд кубометров.
Кроме того, у Туркменистана нет инфраструктуры для диверсификации экспорта голубого топлива. В прошлом году страна экспортировала около половины добытого газа, или около 40 млрд кубометров в Китай, а также небольшие объемы в соседние центральноазиатские республики. Кроме того, Туркменистан поставляет в Азербайджан около 2 млрд кубометров газа в год в рамках трехстороннего своп-контракта с Ираном.
Ашхабад планирует в среднесрочной перспективе увеличить добычу и экспорт природного газа, и с этой целью в мае в Дубае (ОАЭ) был проведен международный форум по привлечению инвестиций в энергетический сектор Туркменистана.
Именно после этого мероприятия, на котором был озвучен призыв туркменского президента Сердара Бердымухамедова инвестировать в нефтегазовый сектор страны, интерес к туркменскому газу резко вырос.

Хаб и своп с Ираном

Иран и Туркменистан как две страны, богатые газовыми ресурсами, на протяжении многих лет сотрудничают по вопросу сезонного экспорта-импорта голубого топлива. Это взаимодействие расширилось после начала своповых поставок туркменского газа в Азербайджан через иранскую территорию в январе 2022 года.
Проект успешно реализуется, более того, стороны увеличили объемы поставок. Так, официальный представитель Национальной иранской газовой компании (NIGC) Мохаммад Реза Джулаи заявлял в марте, что ежесуточный объем своповых поставок газа из Туркменистана в Азербайджан через Иран достиг 7 млн кубометров. То есть Баку ежемесячно закупает у Ашхабада около 210 млн кубометров газа против первоначально оговоренных 150 млн кубометров.
По мнению ряда экспертов, эти поставки могут вырасти в будущем до 5 млрд кубометров в год, в результате чего Азербайджан сможет увеличить экспорт своего газа на европейский рынок.
Иран на фоне успешного трехстороннего сотрудничества также заявил, что Туркменистан может стать частью газового хаба, который планирует создать Тегеран.
Это заявление прозвучало достаточно убедительно, если учесть, что между Ираном, Туркменистаном и Россией с февраля ведутся переговоры об обмене газом. Так, иранские СМИ сообщали ранее, что Тегеран и Москва обсуждают технические аспекты возможного соглашения о своповых поставках российских нефти и газа.
Ожидается, что в рамках этого соглашения Россия будет экспортировать до 10 млрд кубометров природного газа в год.
Таким образом, Иран намерен стать транзитером туркменского и российского голубого топлива в Пакистан и Индию и в будущем может превратиться в полноценный газовый хаб.

ТАПИ: шаг вперед, два назад

Проект ТАПИ рассматривался в качестве главного маршрута выхода туркменского газа на рынок Пакистана и Индии. Однако по прошествии почти 13 лет со дня подписания рамочного соглашения между странами-участницами проекта этот газопровод так и не удалось достроить.
Фактическая реализация проекта началась в 2015 году, однако была приостановлена из-за нестабильной политической ситуации в Афганистане.
Правда, Афганистан продолжил строительные работы на своей территории в 2018 году, но так и не довел их до конца из-за отсутствия интереса инвесторов к проекту.
Дальнейшие политические события в Афганистане, связанные с приходом к власти талибов (движение "Талибан" находится под санкциями ООН за террористическую деятельность - ред.), также не способствовали строительству газопровода и привлечению инвестиций.
А учитывая рост напряженности между Пакистаном и Афганистаном из-за ситуации на границе двух стран и последующее закрытие посольств Исламабада и Эр-Рияда в Кабуле, прогнозируется, что строительство газопровода может затянуться на неопределенный срок.
Но после того как многие поспешили поставить крест на проекте ТАПИ, Пакистан и Туркменистан подписали на прошлой неделе совместный план действий по реализации проекта газопровода, предусматривающий завершение подготовки его технико-экономического обоснования и ускорение строительных работ. В соответствии с планом стороны создадут высший координационный комитет для ускорения проектирования ТАПИ и контроля за реализацией проекта.
Однако неизвестно, как Ашхабад и Исламабад планируют координировать свои действия с правительством талибов в Афганистане и насколько в целом сейчас нужен данный газопровод, если учесть, что Иран уже предложил Туркменистану поставлять газ через свою территорию в Пакистан, что фактически принижает роль ТАПИ.

ЕС газ нужен, но он от него отказывается

Что касается интереса со стороны Европы к газу из региона Каспийского моря, в частности, из Туркменистана, то тут главным камнем преткновения является вопрос инвестиций. Так, несмотря на то, что Баку и Ашхабад пришли к договоренности о разделе совместного газового месторождения "Достлуг" и заявили о готовности строить Транскаспийский газопровод для поставок сырья в Азербайджан, а оттуда - в Европу, инвесторов этот проект так и не заинтересовал.
Напомним, что оценочные запасы месторождения "Достлуг" на Каспии составляют 60 млн тонн нефти и 100 млрд кубометров газа. Доля Туркменистана в его разработке составляет 70%, Азербайджана - 30%.
Отсутствие интереса инвесторов в этому месторождению и к Транскаспийскому газопроводу объясняется неопределенным отношением Евросоюза к газу как энергоносителю.
Так, на Западе говорят о том, что природный газ является наиболее чистым видом ископаемого топлива и может быть использован в качестве переходного вида энергоносителя. Несмотря на это, в ЕС призывают отказаться от инвестиций в любые виды ископаемого топлива, а также вводят штрафы и налоги на деятельность энергетических компаний, которые запускают новые углеводородные проекты.
Кроме того, европейские страны, в которых уже второй год подряд растут тарифы на электроэнергию, уверенно заявляют о том, что потребление природного газа будет максимально сокращено. В такой ситуации инвесторам сложно входить в новые углеводородные проекты из-за рисков, связанных с рынком потребления.

Зависимость Ашхабада от китайского рынка растет

Главный рынок сбыта для туркменского газа – Китай, который, в отличие от Европы, не против получить дополнительные объемы голубого топлива. Так, помимо переговоров с Россией об увеличении поставок, Пекин планирует достроить четвертую ветку газопровода Центральная Азия–Китай, по которому поставляется туркменский газ.
Строительство трубопровода началось в 2008 году. Первую его нитку ввели в строй уже в конце 2009-го, затем были введены в эксплуатацию еще две ветки. О четвертой нитке газопровода переговоры велись на протяжении 11 лет. Как сообщают западные СМИ, Пекин намерен реализовать проект уже в скором времени и ведет переговоры с Ашхабадом.
Ожидается, что после запуска четвертой нитки газопровода поставки туркменского газа в Китай вырастут до 65 млрд кубометров в год.
Стоит отметить, что в 2022 году Туркменистан экспортировал 35 млрд кубометров газа в Китай на $10 млрд.
Учитывая рост потребления газа в Китае, можно ожидать, что туркменское голубое топливо будет пользоваться спросом на китайском рынке еще долгие годы. Однако минусом для Ашхабада при таком раскладе станет отсутствие диверсификации рынков сбыта, что, как ожидается, повысит риски и снизит конкурентоспособность туркменского газа.
Лента новостей
0