Нефть и газ
Последние новости о нефтегазовом рынке читайте в специальном сюжете Sputnik Азербайджан

Дедолларизация нефти – как ослабленная валюта США теряет гегемонию на мировом рынке

© AP Photo / Amr Nabil Səüdiyyə Ərəbistan brokerləri, arxiv şəkli
 Səüdiyyə Ərəbistan brokerləri, arxiv şəkli - Sputnik Азербайджан, 1920, 19.01.2023
Подписаться
В Саудовской Аравии в очередной раз заявили об альтернативах доллару в нефтяных контрактах. О том, как потеря нефти, главной поддержки американской валюты, станет для доллара началом конца – в материале Sputnik Азербайджан.
БАКУ, 19 янв — Sputnik. Заметное ослабление американского доллара на мировом рынке и спад его гегемонии, кажется, стремительно продолжится и в 2023 году. Теперь уже, по всей видимости, отказ от расчета в долларах во внешнеторговых операциях распространяется и на торговлю нефтью.
Так, министр финансов Саудовской Аравии Мухаммед Аль-Джадаан заявил, что королевство открыто для обсуждения расчетов по торговле нефтью в валютах, отличных от доллара США.

"Нет никаких проблем с обсуждением того, как мы урегулируем наши торговые соглашения (нефтью – ред.), будь то в долларах США, будь то евро, будь то саудовский риал", — сказал Аль-Джадаан Bloomberg TV.

Зависимость доллара от нефти

По итогам 2022 года Саудовская Аравия стала крупнейшим экспортером сырой нефти – за девять месяцев прошлого года королевство поставило на мировой рынок около 7 млн баррелей нефти в сутки, а прибыль КСА за указанный период составило около $278 млрд.
То есть, торговые операции на сумму в $278 млрд проводились в долларах, что, несомненно, является сильной поддержкой курсу американской валюты. Именно на такую поддержку американской валюты от нефтеторговли и рассчитывал Вашингтон, когда в 1974 году администрация президента Ричарда Никсона достигла соглашения с правительством Саудовской Аравии о ценообразовании всего экспорта саудовской нефти в долларах.
Кроме того, сделка Никсона с королем Фейсалом Ибн Абдульазизом Аль-Саудом предусматривала покупку казначейских облигаций США Эр-Риядом в качестве актива саудовского Центробанка, что также было направлено на поддержку ценности американских гособлигаций.

Нефть уходит из-под ног американской валюты

Есть знаменитое выражение короля Фейсала Ибн Абдуль Азиза Аль-Сауда, когда он, общаясь неформально с президентом Никсоном до подписания вышеуказанного соглашения сказал, что данный контракт взаимовыгодный, и в случае ухудшения отношений двух стран в первую очередь проиграет США.

"Арабы всю жизнь жили скромно в пустыне, и, если соглашение будет расстроено, снова вернутся к привычному образу жизни. Однако США, и, в первую очередь, американская валюта от этого могут рухнуть", – именно такое предупреждение сделал король американскому президенту.

Видимо, постепенно наступает тот момент, когда американская валюта теряет почву, вернее, нефть, из-под ног. Так, Саудовская Аравия уже несколько раз в последние годы заявляла о намерении диверсифицировать валюту в торговле нефтью, в частности в сделках с Китаем – основным покупателем саудовского "черного золота".
Предпосылки к этому наблюдались в последние годы, а точнее с момента неофициального перехода власти к наследному принцу Мухаммеду бен Сальману, который известен своими прагматичными решениями, направленными на снижение зависимости саудовской экономики от влияния США.
Холод, пробежавший в отношениях между Вашингтоном и Эр-Риядом по ряду причин, в числе которых критика властей королевства со стороны президента Джо Байдена, а также отсутствие поддержки СА в борьбе с хуситами Йемена, и стал катализатором дедолларизации нефтяных сделок.

Китай не дремлет – нефтеюань не за горами

В ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в конце декабря в Саудовскую Аравию был подписан ряд документов на более чем $50 млрд и, если верить СМИ, также была достигнута договоренность о частичном переводе нефтяных контрактов на юани.
Если учесть, что по итогам 10 месяцев прошлого года Китай импортировал свыше 73,8 тонн саудовской нефти, заплатив за нее $55,5 млрд, то переход на юань в соглашениях, несомненно, станет сильным ударом по доллару и укрепит китайскую валюту.
Тем более, что существует аналогичный опыт взаимоотношений России и Китая. В ноябре стало известно, что РФ и КНР перешли на расчеты в национальных валютах – и в рублях, и в юанях – за поставляемые энергоресурсы.
Еще в сентябре президент Владимир Путин сообщил, что российский рубль и китайский юань будут использоваться в расчетах в пропорции 50/50. Таким же образом Россия ведет торговлю "черным золотом" с рядом других стран.
Скорее всего, пример Саудовской Аравии и России станет заразительным и для других стран-экспортеров нефти – и Эр-Рияд, и Москва являются важнейшими игроками ОПЕК, и, если вспомнить давний конфликт США с нефтекартелем, не станет неожиданностью, если внутри альянса со временем будет согласована дедолларизация нефтяных контрактов.

NOPEC и рычаг давления – головные боли от доллара

Кстати о конфликте США с ОПЕК – администрация Байдена уже долгое время безуспешно пыталась уговорить нефтекартель увеличить добычу нефти для преодоления энергокризиса. Поняв, что добиться роста нефтепроизводства мирным путем не получится, Вашингтон решил достать из сундука старый козырь – угрозу о принятии закона NOPEC, который делает страны-члены ОПЕК уязвимыми для антимонопольных исков в Штатах.
Так, суть законопроекта NOPEC заключается в том, что он позволит Министерству юстиции США подать антимонопольный иск против стран-участниц ОПЕК за попытку взять под контроль добычу нефти или влиять на цены. По сути, документ признает незаконными любые совместные действия других стран, нацеленные на ограничение добычи сырья и установление цен на черное золото.
Принятие законопроекта может означать законность введения санкций против стран-экспортеров нефти в рамках ОПЕК. Несомненно, даже угроза принятия такого закона сильно снижает доверие к США и американской валюте со стороны экспортеров нефти, и приближает отказ от доллара в расчетах по "черному золоту".
Кроме того, использование национальной валюты как рычаг давления на те или иные страны уже является классикой американской политики, от которой сильно устали и на Западе.
Так, в прошлом году ястребиная политика Федеральной резервной системы (ФРС) США по повышению учетной ставки для снижения инфляции резко повысила курс доллара к другим валютам. Жесткая монетарная система ФРС привела к ряду проблем для стран, которые осуществляют операции по купле-продаже в долларе.
В то же время, резкий рост американской валюты сильно ослабил курс ряда других валют, в том числе евро, в результате чего европейская экономика ощутила на себе все прелести искусственного доминирования денежной единицы США.
Однако, осознав токсичность доллара, страны постепенно отказываются от нее в расчетах – в 2022 году только 38% всех мировых торговых операций совершались с использованием доллара, тогда как в 2021 году на долю доллара приходилось около 58% транзакций.
Ожидается, что тенденция отказа от доллара продолжится, и сильнейший удар по американской валюте окажет в том числе переход на альтернативные валюты в торговле нефтью. А потеря нефти станет для доллара началом конца, так как после отмены золотого обеспечения валюты, торговля нефтью стало главной, если не единственной, поддержкой ценности американской валюты.
Лента новостей
0