Повышение цен на проезд в общественном транспорте Азербайджана неизбежно?

© Sputnik / Elvin AhmadАвтобусы в Баку, фото из архива
Автобусы в Баку, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 27.09.2022
Подписаться
БАКУ, 27 сен - Sputnik. Повышение цен на проезд в общественном транспорте в Азербайджане неизбежно, об этом в один голос утверждают эксперты в данной области.
Частные компании, занимающиеся пассажирскими автобусными перевозками в Баку и близлежащих поселках, недовольны действующими тарифами, установленными в размере 30 гяпиков.
Так, 19 перевозчиков обратились в Минэкономики с просьбой о повышении тарифов и пересмотре процента отчислений платежной системе BakiKart, который сегодня составляет 5%.
Также они заявили о необходимости внедрения альтернативных методов оплаты за проезд в общественном транспорте.

Тарифы могут поднять в новом году

Эксперт в области транспорта Эльмеддин Мурадлы считает, что будет создана специальная комиссия, которая займется пересмотром тарифов на проезд.

"Необходимо выслушать все стороны, изучить общественное мнение и только потом решать, стоит ли повышать тарифы, и в каком размере. Этого можно избежать, если государство готово будет взять часть расходов перевозчиков на себя. В таком случае оно может выделить субсидии транспортным компаниям, чтобы избежать повышения цен", - рассказал Мурадлы Sputnik Азербайджан.

По мнению специалиста, до конца года вопрос скорее всего будет решен, если будет принято решение об повышении тарифов, это произойдет с января 2023 года.
При этом он отметил, что компании-перевозчики предлагают повысить их до 40 или 50 гяпиков.
"Нынешняя ситуация дает основание говорить о том, что повышение тарифов неизбежно. Инфляция наблюдается во всем мире, в том числе в Азербайджане, у перевозчиков тоже есть свои расходы. Покупка одного автобуса обходится им в $300-400 тыс.", - сказал Мурадлы.
С другой стороны, отметил эксперт, компании также обязаны выплачивать 5% от собранной за проезд суммы платежной системе BakuKart. Перевозчики предлагают снизить эти выплаты до одного процента.

Если не повышать тарифы, снизится качество услуг

Экономист Халид Керимли считает, что требования компаний-перевозчиков не безосновательны – тарифы на пассажироперевозки давно не меняются, так как это весьма чувствительный для общества вопрос.

"Поэтому государство пытается по возможности избегать этого. А если не повышать тарифы, перевозчики будут вынуждены сократить свои расходы, не приобретать новые автобусы, не осуществлять своевременно ремонт и обслуживание транспортных средств. В результате качество услуг значительно снизится. А в среднесрочной перспективе приток частных инвестиций на рынок пассажироперевозок сократится, что создаст новые проблемы для государства", - заявил Керимли Sputnik Азербайджан.

Экономист убежден - причин для увеличения тарифов несколько. Во-первых, с тех пор как в 2018 году цены на проезд были повышены с 20 гяпиков до 30 гяпиков, сектор производства и обслуживания автомобилей значительно подорожал, а производители автобусов повысили стоимость транспортных средств. При этом необходимо учитывать, что предприниматели приобретают их в основном в кредит.
«Во-вторых, также подорожали стоимость топлива и автомобильных масел. В 2020 году дизель стоил 60 гяпиков за литр, а затем его цена выросла до 80 гяпиков. Нынешние цены на проезд не покрывают всех расходов перевозчиков», - сказал экономист.
Что касается требования о внедрении альтернативной BakuKart платежной системы, то это справедливо, так как повысит конкурентоспособность в секторе, считает эксперт.
С другой стороны, большинство граждан страны, в том числе социально незащищенные слои населения, использует автобусы как наиболее дешевый вид транспорта. Повышение тарифов, несомненно, приведет к росту недовольства среди населения.

«Государство должно ввести такие тарифы, которые не сильно бы били по карману граждан, так как они и так страдают от роста темпов инфляции. Цены на проезд надо повышать, но не резко и не сразу», - сказал Керимли.

При этом экономист допускает, что увеличение цен на проезд в автобусах может привести к росту тарифов на услуги такси.
Лента новостей
0