https://az.sputniknews.ru/20220926/logisticheskie-megaproekty-na-yuzhnom-kavkaze-vygodny-dlya-vsekh-stran-regiona-446728149.html
Логистические мегапроекты на Южном Кавказе выгодны для всех стран региона
Логистические мегапроекты на Южном Кавказе выгодны для всех стран региона
Sputnik Азербайджан
Строительство моста через реку Араз между Ираном и Азербайджаном расширяет логистические возможности региона. О том, что несет реализация этого проекта... 26.09.2022, Sputnik Азербайджан
2022-09-26T21:45+0400
2022-09-26T21:45+0400
2022-09-26T21:45+0400
колумнисты
азербайджан
армения
южный кавказ
зангезурский коридор
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42269/89/422698909_0:160:3073:1888_1920x0_80_0_0_51a634ee5cf0df2a952f92bed07aa480.jpg
БАКУ, 26 сен — Sputnik. Мост между Ираном и Азербайджаном возле населенного пункта Агбенд предназначен для обеспечения сообщений между соседними странами и позволяет направлять грузопотоки из Баку в Нахчыван и далее в Турцию и Европу. Наряду с деблокадой своего эксклава Азербайджан также получает широкие возможности для выхода на мировые рынки.Помимо Ирана и Азербайджана, данный проект выгоден практически всем странам региона, что мы вкратце и попытаемся рассмотреть.Во-первых, он предоставляет Ирану возможность получить дополнительный выход к транспортному коридор Север-Юг, а также увеличить поступления в казну от транзита в обоих направлениях.Россия может получить возможность без “перекладных” получать товары из Турции и Ближнего Востока, а также осуществлять свои поставки в обратном направлении.Азербайджанская сторона рассматривает этот проект как дополнительный элемент Зангезурского коридора. Интересы ИранаЭксперты отмечают, что он в дальнейшем может способствовать развитию инициированного Ираном в 2016 году проекта “Персидский залив-Черное море”. Берущий начало в Персидском заливе и южном Ирана мультимодальный коридор проходит через всю страну, а затем достигает грузинских портов Поти и Батуми в Черном море.Интенсивное строительство новых железнодорожных путей в Азербайджане позволяет предположить, что прокладка данного маршрута будет наиболее оптимальной через территорию именно этой страны.Развивая международный транзитный коридор между Персидским заливом и Черным морем, Иран также снижает свою зависимость от Турции, путем создания альтернативного маршрута в Европу для торговли и транзита.Интересы ТурцииС вводом в эксплуатацию данного маршрута Турция получает дополнительную железнодорожную и автомобильную связь со стратегическим союзником, каковым является Азербайджан, с дальнейшим выходом на Россию и Центральную Азию. Этот маршрут для Турции может рассматриваться как альтернатива проходящему через Грузию, что снижает зависимость от настроений в этой стране.Интересы РоссииМнения экспертов по поводу отношения России к данному проекту разнятся. Часть антироссийски настроенных специалистов заявляют о том, что Россия не заинтересована в открытии коммуникаций на Южном Кавказе и тормозит эти процессы, используя своего сателлита в лице Армении. Сразу заметим, что данная точка зрения не выдерживает критики. С учетом нынешних, мягко говоря, натянутых отношений Москвы с западными партнерами, наличие альтернативного маршрута в обход европейских стран только на руку РФ.Не секрет, что немалую часть российского импорта из стран Ближнего Востока и Турции составляет сельскохозяйственная продукция, которая сейчас доставляется морем. Логистика получается сложной и недешевой: грузы нужно доставить к каспийским портам Ирана и черноморским в Турции, оплатить сборы, перегрузить на суда, оплатить фрахт, доставить в порты России, еще раз перегрузить. Если вместо всех этих процедур появится возможность использовать вагоны-рефрижераторы, которые, пройдя через Нахчыван, Иран или Армению, поступят в распоряжение РЖД – расклад будет совершенно иным. В данном случае российские фирмы выигрывают материально и параллельно экономят время.Интересы АзербайджанаАзербайджанская сторона, не дожидаясь согласия Армении на открытие Зангезурского коридора, решает вопрос расширения коммуникаций с Нахчываном, одновременно получает еще один рычаг для давления на Ереван. Минимизируется зависимость от Армении в восстановлении связей с эксклавом. Руководитель азербайджанского аналитического центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу считает, что это является своего рода месседжем официального Баку о том, что Азербайджан воспользуется альтернативным вариантом из-за затягивания решения по Зангезурскому коридору.Польза для Азербайджана заключается и в том, что усиливаются экономические связи с южным соседом, а Армения вновь остается вне игры.Но если Ереван согласится на строительство Зангезурского коридора на условиях Азербайджана, то дорога через Иран будет соединена с ним, таким образом появится еще одна транспортная ветвь.Историческая справкаЗдесь уместно вспомнить о проектах 90-х. В то время Азербайджан договаривался с западными партнерами по поводу маршрутов транспортировки добываемой в стране нефти и газа. Один из них предполагалось проложить через южные районы Армении, где в настоящее время и предлагается строительство Зангезурского коридора. Этот маршрут хотя и пролегал в горной местности, но был короче и с экономической точки зрения более выгодным. Условия для Армении были довольно просты: деоккупация районов вокруг Карабаха и подписание мирного договора между Баку и Ереваном. Но Армения тогда на это не согласилась.Руководивший в то время страной президент Левон Тер-Петросян заявил, что это является историческим шансом, которым надо воспользоваться. В дальнейшем ситуация может измениться, и тогда Азербайджан уже не согласится на такие условия.Время подтвердило его правоту. Армения лишилась возможности участвовать в региональных проектах, и все трубопроводы, а параллельно и доходы от них, ушли в соседнюю Грузию. В данный момент в регионе реализуются несколько логистических мегапроектов. Их архитектура подразумевают участие всех стран региона. С одной стороны, это позволит получить выгоду всем участвующим в них странам, с другой стороны - будет залогом обеспечения безопасности в регионе. Однако, учитывая создавшуюся ситуацию, не повторится ли история 90-х?...
армения
южный кавказ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42269/89/422698909_170:0:2901:2048_1920x0_80_0_0_76052741f4fe0ff9d0822873743ecca7.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Надир Шафиев
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/42075/14/420751467_0:40:1820:1859_100x100_80_0_0_b08d7b98a4ca4ac30b0acbd2a8683d2d.jpg
колумнисты, азербайджан, армения, южный кавказ, зангезурский коридор
колумнисты, азербайджан, армения, южный кавказ, зангезурский коридор
Логистические мегапроекты на Южном Кавказе выгодны для всех стран региона
Строительство моста через реку Араз между Ираном и Азербайджаном расширяет логистические возможности региона. О том, что несет реализация этого проекта региональным игрокам, в материале колумниста Надира Шафиева.
БАКУ, 26 сен — Sputnik. Мост между Ираном и Азербайджаном возле населенного пункта Агбенд предназначен для обеспечения сообщений между соседними странами и позволяет направлять грузопотоки из Баку в Нахчыван и далее в Турцию и Европу. Наряду с деблокадой своего эксклава Азербайджан также получает широкие возможности для выхода на мировые рынки.
Помимо Ирана и Азербайджана, данный проект выгоден практически всем странам региона, что мы вкратце и попытаемся рассмотреть.
Во-первых, он предоставляет Ирану возможность получить дополнительный выход к транспортному коридор Север-Юг, а также увеличить поступления в казну от транзита в обоих направлениях.
Россия может получить возможность без “перекладных” получать товары из Турции и Ближнего Востока, а также осуществлять свои поставки в обратном направлении.
Азербайджанская сторона рассматривает этот проект как дополнительный элемент Зангезурского коридора.
Эксперты отмечают, что он в дальнейшем может способствовать развитию инициированного Ираном в 2016 году проекта “Персидский залив-Черное море”. Берущий начало в Персидском заливе и южном Ирана мультимодальный коридор проходит через всю страну, а затем достигает грузинских портов Поти и Батуми в Черном море.
Интенсивное строительство новых железнодорожных путей в Азербайджане позволяет предположить, что прокладка данного маршрута будет наиболее оптимальной через территорию именно этой страны.
Развивая международный транзитный коридор между Персидским заливом и Черным морем, Иран также снижает свою зависимость от Турции, путем создания альтернативного маршрута в Европу для торговли и транзита.
С вводом в эксплуатацию данного маршрута Турция получает дополнительную железнодорожную и автомобильную связь со стратегическим союзником, каковым является Азербайджан, с дальнейшим выходом на Россию и Центральную Азию. Этот маршрут для Турции может рассматриваться как альтернатива проходящему через Грузию, что снижает зависимость от настроений в этой стране.
Мнения экспертов по поводу отношения России к данному проекту разнятся. Часть антироссийски настроенных специалистов заявляют о том, что Россия не заинтересована в открытии коммуникаций на Южном Кавказе и тормозит эти процессы, используя своего сателлита в лице Армении. Сразу заметим, что данная точка зрения не выдерживает критики. С учетом нынешних, мягко говоря, натянутых отношений Москвы с западными партнерами, наличие альтернативного маршрута в обход европейских стран только на руку РФ.
Не секрет, что немалую часть российского импорта из стран Ближнего Востока и Турции составляет сельскохозяйственная продукция, которая сейчас доставляется морем. Логистика получается сложной и недешевой: грузы нужно доставить к каспийским портам Ирана и черноморским в Турции, оплатить сборы, перегрузить на суда, оплатить фрахт, доставить в порты России, еще раз перегрузить. Если вместо всех этих процедур появится возможность использовать вагоны-рефрижераторы, которые, пройдя через Нахчыван, Иран или Армению, поступят в распоряжение РЖД – расклад будет совершенно иным. В данном случае российские фирмы выигрывают материально и параллельно экономят время.
Азербайджанская сторона, не дожидаясь согласия Армении на открытие Зангезурского коридора, решает вопрос расширения коммуникаций с Нахчываном, одновременно получает еще один рычаг для давления на Ереван. Минимизируется зависимость от Армении в восстановлении связей с эксклавом.
Руководитель азербайджанского аналитического центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу считает, что это является своего рода месседжем официального Баку о том, что Азербайджан воспользуется альтернативным вариантом из-за затягивания решения по Зангезурскому коридору.
Польза для Азербайджана заключается и в том, что усиливаются экономические связи с южным соседом, а Армения вновь остается вне игры.
Но если Ереван согласится на строительство Зангезурского коридора на условиях Азербайджана, то дорога через Иран будет соединена с ним, таким образом появится еще одна транспортная ветвь.
“При любом раскладе Азербайджан практически доказал, что Армения, отказываясь мириться с новыми реалиями, останется вне региональных проектов”, - считает Эльхан Шаиноглу.
Здесь уместно вспомнить о проектах 90-х. В то время Азербайджан договаривался с западными партнерами по поводу маршрутов транспортировки добываемой в стране нефти и газа. Один из них предполагалось проложить через южные районы Армении, где в настоящее время и предлагается строительство Зангезурского коридора. Этот маршрут хотя и пролегал в горной местности, но был короче и с экономической точки зрения более выгодным. Условия для Армении были довольно просты: деоккупация районов вокруг Карабаха и подписание мирного договора между Баку и Ереваном. Но Армения тогда на это не согласилась.
Руководивший в то время страной президент Левон Тер-Петросян заявил, что это является историческим шансом, которым надо воспользоваться. В дальнейшем ситуация может измениться, и тогда Азербайджан уже не согласится на такие условия.
Время подтвердило его правоту. Армения лишилась возможности участвовать в региональных проектах, и все трубопроводы, а параллельно и доходы от них, ушли в соседнюю Грузию.
В данный момент в регионе реализуются несколько логистических мегапроектов. Их архитектура подразумевают участие всех стран региона. С одной стороны, это позволит получить выгоду всем участвующим в них странам, с другой стороны - будет залогом обеспечения безопасности в регионе. Однако, учитывая создавшуюся ситуацию, не повторится ли история 90-х?...