Какие перспективы может открыть ШОС перед Азербайджаном

© Photo : Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation / Перейти в фотобанкЗаседание Совета министров иностранных дел государств - членов ШОС
Заседание Совета министров иностранных дел государств - членов ШОС - Sputnik Азербайджан, 1920, 15.09.2022
Подписаться
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) с момента своего учреждения находится в поиске наиболее перспективных направлений своего развития. Какую экономическую выгоду может получить в перспективе Азербайджан от вступления в ШОС?
БАКУ, 15 сен — Sputnik. Сегодня, 15 сентября, в Самарканде стартует очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), на котором, как ожидается, будет завершен процесс приема в организацию Ирана в качестве полноправного участника и заявки Беларуси на вступление.
Отметим, что президент Азербайджана Ильхам Алиев, как ожидается, также отправится в Узбекистан для участия в саммите ШОС в качестве гостя.
В последнее время ряд стран, понимая важность расширения торговой кооперации с партнерами в рамках организаций, проявляет заинтересованность в участии в ШОС. Так, заявки на получение статуса партнера организации подали такие крупные экономики Ближневосточного региона, как Катар, Египет и Саудовская Аравия.
Азербайджан взаимодействует с ШОС с 2018 года, когда впервые подал заявку на статус наблюдателя в организации. Какие экономические перспективы открылись бы перед ним в случае вступления в организацию?

От организации безопасности к экономическому альянсу

С момента учреждения в июне 2001 года Шанхайская организация сотрудничества находится в поиске наиболее перспективных направлений своего развития, считает доктор экономических наук, профессор СПбГУ Станислав Ткаченко.
"Поначалу два крупнейшие государства-участника - Россия и Китай по-разному видели долгосрочные перспективы организации, возникшей из "Шанхайской пятерки". Этот форум пяти государств, имеющих общие границы в регионе Центральной Азии, сумел в короткие сроки урегулировать все острые вопросы установления и признания госграниц между Китаем и остальными четырьмя государствами", - сказал Ткаченко Sputnik Азербайджан.
По его словам, для России важнейшим приоритетом присутствия в ШОС изначально были вопросы безопасности, поэтому Москва всячески поддерживала сотрудничество в данной области. Китай как крупнейшее государство в Шанхайской организации сотрудничества видел перспективы в торгово-экономической сфере и надеялся однажды создать в ее рамках зону свободной торговли.
"Но время расставило все по своим местам. За прошедшие два десятилетия интерес Пекина к обеспечению собственной безопасности в регионе ШОС существенно повысился вследствие нарастающего американо-китайского противостояния. Поэтому вопросы "жесткой безопасности" сегодня наиболее широко представлены в деятельности ШОС, проводимой ее секретариатом и государствами-участниками", - отметил экономист.
Москва же, столкнувшись с серией беспрецедентных санкционных мер со стороны США и их союзников, стала более позитивно смотреть на ШОС как на объединение, способствующее диверсификации торгово-экономических связей в рамках общего процесса "Поворота России на восток".
В настоящее время расширение сфер экономического сотрудничества восьми государств ШОС, к которым вскоре присоединится соседний с Азербайджаном Иран, идет особенно активно, сказал Ткаченко.
"Поэтому Баку, оценивая перспективы своего членства в ШОС, должен в первую очередь обратить внимание на эти вопросы", - добавил он.

Рост товарооборота и транспортные коридоры

Среди наиболее перспективных направлений работы ШОС Ткаченко выделил расширение объема взаимного товарооборота путем упрощения таможенных процедур и внедрения цифровых технологий на основе китайского и российского опыта.
"В период после пика пандемии коронавируса взаимная торговля государств ШОС демонстрирует устойчиво позитивные темпы роста. Снижение транзакционных издержек во взаимной торговле позволит усилить данную позитивную тенденцию", - сказал экономист.
Кроме того, отметил Ткаченко, другим направлением является реализация транзитно-транспортного потенциала стран-участниц организации. Все восемь государств осознают важность развития новых международных маршрутов для автомобильных и железнодорожных перевозок, мультимодальных транспортных коридоров и логистических центров, а также внедрения цифровых и инновационных технологий на транспорте, сказал он.
"Эта деятельность во многом интегрирована в реализацию китайской программы "Один пояс, один путь", на основе которой формируется новый каркас транспортных коридоров, соединяющих Китай и Центральную Азию не только с Европой, но и с Южным Кавказом", - сказал Ткаченко.
"Угроза продовольственного кризиса объединила восемь государств в работе по снижению рисков возникновения дефицитов продуктов питания. Секретариат ШОС вместе с профильными министерствами в странах-участницах работает над проектом создания инвестиционного фонда в сфере производства для финансирования цепочек агропромышленного комплекса. Эта работа должна стать адекватным ответом на угрозы дестабилизации мирового рынка продовольствия в ближайшие годы", - сказал Ткаченко.

Расчеты в нацвалютах и развитие туризма

Другим перспективным направлением сотрудничества в рамках организации является увеличение доли национальных валют во взаимных расчетах. Иран в настоящее время активно продвигает идею создания единой валюты ШОС, сказал профессор.
"И хотя реалистичным данный проект не является, все государства объединения заинтересованы в минимизации последствий валютных шоков для национальных экономик. Поэтому поиск путей создания "валютной гавани" будет продолжен в интересах всех стран-участниц", - сказал Ткаченко.
По словам экономиста, также следует внимательно изучить проект "Восемь чудес ШОС", направленный на развитие международного туризма. Цель проекта, находящегося на начальной стадии реализации – способствовать формированию общего туристического пространства и укреплению диалога между цивилизациями во всем регионе ШОС.
"Нетрудно заметить, что во всех указанных выше пяти сферах Азербайджан может извлечь выгоду, став полноправным членом организации. Конечно, такое решение в первую очередь должно быть продиктовано стратегическими соображениями. Нам представляется, что ныне реализуемые правительством Азербайджана меры по расширению международного сотрудничества, диверсификации внешнеторговых связей и развитию сети транспортно-логистических коридоров формируют благоприятную среду, в которой решение присоединиться к ШОС может быть принято властью и одобрено обществом", - добавил Ткаченко.

Совместная борьба с санкционными рисками

По словам доктора экономических наук, проректора Финансового университета при правительстве России Алексея Зубца, ШОС по своей организационной структуре это, прежде всего, организация, созданная для обеспечения безопасности, которая возникла в 1996 году и именно как сообщество государств, заинтересованных в обеспечении внешней и внутренней стабильности.
"С другой стороны, как только она возникла и начала развиваться еще в начале 2000-х годов, в ней стала формироваться все более отчетливая экономическая составляющая. На сегодняшний день это оборонный клуб, но не военный союз. Это клуб безопасности государств, консультирующихся между собой, поддерживающих друг друга в вопросах безопасности. Он стал постепенно трансформироваться ближе к экономической организации. Тем более что в рамках ШОС мы видим целый ряд стран, которые являются костяком современной мировой экономики – это Индия, Китай, в большой степени Россия. То есть целый ряд государств, которые играют весьма существенную роль в различных аспектах развития мировой экономики", - рассказал Зубец Sputnik Азербайджан.
Кроме того, добавил экономист, если мы возьмем отдельные аспекты развития международного экономического механизма, то увидим, что в них, например в энергетике, РФ, Китай и Индия доминируют как производители энергии и как потребители.
В то же время, сказал Зубец, на сегодняшний день возникают новые вызовы безопасности, профильные вызовы для организации, которые, в частности, связаны с санкционной войной, которая развязана против России со стороны коллективного Запада, и значительным давлением, которому подвергается Китай в части экономического сотрудничества с Европой и США.
"То есть коллективный Запад за последнее время интенсифицировал свои усилия по давлению на две страны, входящие в ШОС. Более того, это давление довольно сильное и на Китай, и на РФ", - заметил собеседник Sputnik Азербайджан.
"Мы в России несколько преувеличиваем те меры санкционного давления, которые выдвинуты против России. С другой стороны, если мы спросим китайских экспертов, то они ответят, что расценивают те санкции, которые введены США против Китая, крайне серьезными. И это выдвигает на первый план проблемы с обеспечением безопасности, стабильности в ареале функционирования ШОС – это Европа, Северная Азия, Южная Азия и Юго-Восточная Азия", - сказал Зубец.
Но эти проблемы тесно переплетаются с экономикой, потому что обеспечение безопасности на сегодняшний день требует таких вещей, как более высокая автономия платежных систем. На самаркандском саммите среди прочих будут обсуждаться вопросы, связанные с обеспечением автономности функционирования финансовых систем стран ШОС, методы противостояния внешнему давлению, считает экономист.
"Я думаю, что ключевыми темами, которые будут рассмотрены на самаркандском саммите, станут вопросы автономии финансовых систем и возможности перехода на национальные валюты в расчетах внутри ШОС", - отметил он.

Энергетическая и транспортная безопасность

По мнению экономиста, другой темой, которая будет осуждаться на саммите в Самарканде, станет энергетическая безопасность, потому что ситуация на мировых энергетических рынках не устраивает ни одну страну, которая занята серьезными объемами промышленного производства.
Также будет обсужден вопрос транспорта и логистики.
"Как мы видим, Запад пытается блокировать морские перевозки как за счет отказа от предоставления судов для перевозки грузов, так и отказа от страхования. И все прекрасно понимают, что на сегодняшний день риск такой морской блокады остается гораздо более актуальным и для других стран, в том числе для государств ШОС. Это значит, что необходимо быстро развивать транспортные коридоры, такие как Запад-Восток и Север-Юг, - сказал Зубец.
Есть понимание того, что экономическое развитие ШОС без транспортных коридоров невозможно в принципе, так как только в условиях наличия разнообразных и эффективных коммуникаций можно говорить о каком-то развитии экономики, кооперации, поставках товаров.
"Транспорт и логистика – одна из ключевых проблем, которая будет обсуждаться в Самарканде", - отметил Зубец.
Кроме того, как известно, привлекательность ШОС для различных стран определяется также тем, что это мощный экономический блок. Нужно понимать, что Китай и Индия в сумме представляют треть суммарного населения Земли. Соответственно, это огромные возможности по производству и потреблению товаров.
"Сокращение доли доллара в международных расчетах стран ШОС и переход на нацвалюты также преследуют несколько интересов - экономический и политический. Со вторым все понятно. Сегодня все страны убедились, что доллар и евро – это ненадежные валюты для проведения расчетов, которые могут быть в один день просто заблокированы. Существует целый ряд стран, которые испытали это на себе", - сказал экономист.
"Расчеты в нацвалютах - это более удобный инструмент, так как он позволяет расширять сферу хождения своей валюты по различным странам и повышать ее стабильность и привлекательность", - сказал Зубец.
Лента новостей
0