Евразийская интеграция: за и против. Мнения экспертов

© Sputnik / Vladislav Vodnev / Перейти в фотобанкФлаги стран-участниц Евразийского экономического совета
Флаги стран-участниц Евразийского экономического совета - Sputnik Азербайджан, 1920, 29.08.2022
Подписаться на
НовостиTelegram
Азербайджан готов и далее создавать все условия, чтобы партнеры по ЕАЭС могли использовать его транзитный потенциал, заявил премьер-министр Али Асадов. А каким видится дальнейшее развитие партнерства и возможно ли вступление Азербайджана в ЕАЭС?
БАКУ, 29 авг — Sputnik. Азербайджан и страны ЕАЭС сотрудничают в разных сферах. Эти государства также представлены в СНГ, и с большинством из них у Баку налажено тесное двустороннее сотрудничество. С этой точки зрения приглашение премьер-министра Али Асадова на заседание Евразийского межправительственного совета дает повод экспертному сообществу поразмышлять на тему возможного вступления Азербайджана в эту организацию.
По мнению российского экономиста Александра Караваева, Баку не станет форсировать оформление своего взаимодействия с ЕАЭС, но реалии макропространства дают о себе знать. Азербайджан находится на стыке торгово-экономических векторов, направленных в сторону ЕАЭС и России. Рекордно нарастающая торговля РФ с Турцией даже настораживает западных соперников - ЕС и США, отметил он.
По его словам, при этом нужно учитывать, что торговля Турции с Азербайджаном и Казахстаном также расширяет и усиливает экономическое пространство СНГ/ЕАЭС. То же самое относится и к российско-иранскому вектору.
Эксперт считает, что в плоскости текущей и среднесрочной повестки азербайджанскому правительству важны контакты с ЕАЭС по следующим темам:
- развитие логистики: возможности перестрахования поставок, использование электронной таможенной документации, вопросы сопряжения маршрутов Север-Юг и Запад-Восток;
- анализ ситуации на общих рынках зерна, продовольствия, энергоносителей. С каждым месяцем актуализируется необходимость коммуникации по этим вопросам с Россией и Казахстаном - "ядрами" ЕАЭС;
- перевод взаимной торговли региона в рубли и нацвалюты, взаимодействие национальных платежных систем;
- анализ перспектив координации по рынку электроэнергетики. Баку поставил перед собой достаточно амбициозную задачу стать экспортером "зеленой" электроэнергии как минимум регионального уровня. Есть проект прокладки электрокабеля по дну Черного моря к Румынии. Интерес к нему выразила Венгрия, что означает, что проекту придадут общеевропейский статус. И тут возникает возможность ценовой игры. Баку, помимо собственной выработки на экспорт, в перспективе может стать транзитером более дешевой электроэнергии из РФ в страны ЕС, сталкивающиеся с невероятными ценовыми пиками.

“Все эти вопросы можно анализировать и принимать в них участие, непосредственно взаимодействуя с Евразийской комиссией и получив статус наблюдателя. Сам этот статус ни к чему не обязывает с точки зрения репутационных или иных соображений. В то же время даже не приближаясь к ЕАЭС формально, Азербайджан втягивается в это поле все более нарастающими выгодными проектами соседей”, - сказал Караваев.

Азербайджанский эксперт Эльшан Манафов считает, что в случае присоединения к этому союзу за счет привилегий в экономической и таможенной сферах азербайджанские предприниматели получат дополнительные доходы. Кроме того, это будет способствовать формированию среднего класса в стране. Миграционная политика внутри союза создаст свободный поток рабочей силы на рынке труда, что также может принести дополнительный доход азербайджанским мигрантам.
Но это никоим образом не будет дорогой с односторонним движением.

"Страны ЕАЭС, прежде всего Россия и Казахстан, могут получить огромные дивиденды за счет логистических возможностей, которые способен предоставить Азербайджан. И это подразумевает использование не только автомобильных и железных дорог, но также нефте- и газопроводов, проходящих по азербайджанской территории", - сказал Манафов.

Географическое положение Азербайджана создает возможности для превращения его в логистический хаб, находящийся в центре маршрутов Север-Юг и Восток-Запад. Руководство страны вкладывает большие средства в реализацию этих проектов. А то, что Азербайджан, Иран и Россия намерены совместно инвестировать в строительство железной дороги Решт-Астара, что соответствует реализации международного транспортного коридора Север-Юг, подтверждает заинтересованность всех сторон в осуществлении этих проектов.
Противники данного интеграционного процесса указывают в основном на то, что в ЕАЭС представлена Армения, с которой все еще не подписано мирное соглашение. Комментируя этот вопрос, Манафов напомнил, что Азербайджан и Армения представлены в СНГ и это никоим образом не мешает им сотрудничать как в целом в рамках организации, так и в отношениях с другими членами этого союза.
Более того, карабахский конфликт остался в прошлом, и президент Ильхам Алиев выдвинул пять основных принципов, на основе которых может быть подписано мирное соглашение. Эти условия полностью отвечают требованиям международного права и никоим образом не ущемляют права армянского народа. Поэтому можно предположить, что в ближайшем будущем мирное соглашение будет подписано и Армения также сможет воспользоваться теми преимуществами, которые предоставляет сотрудничество в сфере логистики, сказал Манафов.
Пока же руководство Азербайджана проводит политику постепенного сближения, что дает возможность расширения сотрудничества с членами ЕАЭС, при этом не обременяя себя излишними обязательствами.
Лента новостей
0