Азербайджан
Новости Азербайджана: экономика, политика, происшествия, культура и не только - читайте на Sputnik

Топ-5 транспортных проектов Азербайджана: как поможет Россия

© AP Photo / Noah BergerГрузовые контейнеры
Грузовые контейнеры - Sputnik Азербайджан, 1920, 06.07.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
В период, когда мир ожидает спад экономической активности, транспортно-логистическая кооперация Баку и Москвы дает шанс не только региону, но и прочим партнерам двух стран.
БАКУ, 6 июл — Sputnik. Вопрос сохранения глобальной цепи поставок стал наиболее актуален во время пандемии коронавируса, когда были отменены авиарейсы и возникли ограничения в транспортировке тех или иных товаров или промышленного сырья.
Именно тогда выросло значение наземных, морских и железнодорожных маршрутов, и выход стран к международным транспортным коридорам (МТК) стал вопросом продовольственной безопасности.
В этом Азербайджану изначально повезло – страна находится на пересечении многих транспортных путей, и обеспечив свой выход к крупных МТК, и сама стала важным транспортно-логистическим хабом.
Впоследствии изменившаяся геополитическая ситуация в мире привела к росту транзитных грузоперевозок через территорию республики и, как следствие - увеличению ее транспортных возможностей.

Роль Азербайджана в грузоперевозках "РЖД"

Один из трех маршрутов МТК "Север-Юг" проходит через Азербайджан и в последние месяцы играет особую роль в грузоперевозках России в южном и восточном векторах.
Так, сейчас перевозки российских грузов переориентированы с западного на восточные направления, часть которых в рамках проекта "Север-Юг" проходит в том числе по Азербайджану.
В связи с сменой маршрутов грузоперевозок сухопутный путь через Азербайджан для России наиболее выгоден, так как прямая транспортная связь между РФ и Ираном через Каспийское море - более затратная и имеет определенные трудности, связанные в том числе с мощностью перевозок по морю.
Привлекательности перевозкам грузов через Азербайджан в рамках "Север-Юг" добавляет и запуск проекта "Зеленого коридора" между РФ и Азербайджаном.
Для увеличения грузопотока между нашими странами и расширения импортно-экспортных операций, запущены проекты "Зеленого коридора", "Агроэкспресс", и рассматриваются варианты увеличения пропускной способности контрольно-пропускных пунктов на границах.
По мнению экономиста Александра Караваева, рост грузоперевозок из России через Азербайджан связан с такими факторами, как начало функционирования "Зеленого коридора" на таможенных переходах Россия-Азербайджан.
Увеличению грузопотока способствовал и рост закупок российского продовольствия и топлива Азербайджаном и Ираном.
"Это также связано с увеличением спроса на поставки российской нефти с дисконтом, лесоматериалов, металлопроката, арматуры и профильной продукции, в связи с их избытком на складах в РФ", - сказал Караваев Sputnik Азербайджан.
Запуск в конце марта "Зеленого коридора" был нацелен на улучшение координации между таможенными органами Азербайджана и России, и ускорения логистической кооперации. Проект упрощенного таможенного коридора для участников внешнеэкономической деятельности поможет обеспечить беспрепятственное и ускоренное движение товаров между странами.
Также "Зеленый коридор", кроме увеличения товарооборота и улучшения торговой кооперации, способствует развитию международного проекта "Север-Юг".
Другим способом увеличить грузоперевозки между Россией и Азербайджаном стал "Агроэкспресс", который призван поставлять плодоовощную продукцию азербайджанского производства в РФ по железной дороге в ускоренном порядке. В рамках проекта уже отправлены два поезда.

"Баку-Тбилиси-Карс" - еще один маршрут перевалки грузов из РФ

Запуск в октябре 2017 года железнодорожного коридора "Баку-Тбилиси-Карс" стал важной вехой в обеспечении бесперебойных поставок в рамках проекта "Восток-Запад". До сегодняшнего дня грузоперевозки по БТК выросли почти в 15 раз.
Маршрутом воспользовалась и Россия, которая для экспорта своих товаров рассматривает новые коридоры.
По сообщению Рослесинфорг – российской организации, специализирующейся на комплексном решении лесоучетных и лесоустроительных задач - только в марте отгрузки древесины через Азербайджан выросли на 37%. Если раньше больше половины поставок на Турцию шли через морские порты Санкт-Петербурга и Краснодарского края, то теперь российские лесоперевозчики для выполнения контрактов переориентировались на железнодорожные коридоры - груз идет до Баку, а оттуда по коридору Баку-Тбилиси-Карс далее на Турцию.
Учитывая растущую роль БТК, планируется повышение его пропускной способности, в том числе при непосредственном участии международных финансовых институтов. К примеру, президент Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) Дмитрий Панкин заявил на прошлой неделе, что банк готов рассмотреть участие в повышении пропускной способности этой железной дороги.
Он отметил, что содействие развитию инфраструктуры, поддерживающей экономические взаимосвязи между странами-членами, является одним из основных приоритетов банка.

Транскаспийский коридор и его возможности

Другим важным проектом, который усилит транспортно-логистическую роль региона, является "Транскаспийский международный транспортный маршрут" (ТМТМ/Средний коридор), который проходит через территорию Азербайджана.
Санкции против России активизировали роль ТМТМ, и страны-участницы МТК начали рассматривать варианты расширения его пропускной способности и синхронизации таможенных систем.
Так, Азербайджан и Казахстан работают над созданием совместного предприятия (СП) по развитию Транскаспийского коридора. Ожидается, что оно будет официально зарегистрировано в начале или середине 2023 года.
СП повысит ценность Среднего коридора, поскольку облегчит перевалку грузов, гармонизирует трансграничные тарифы и поможет внедрить унифицированную IТ-платформу для полной автоматизации услуг по грузоперевозкам по всему коридору.
В развитии ТМТМ намерен участвовать и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Глава представительства банка в Азербайджане Камола Махмудова сообщала, в этом году будут вестись работы над усовершенствованием цифровизации и обеспечением продовольственной безопасности - развитие транспортного сектора будет идти с акцентом на Транскаспийский маршрут, заметила она.

Ж/д линии Москва-Тегеран и Москва-Стамбул через Зангезур

С освобождением азербайджанских земель от оккупации вопрос разблокировки транспортных коридоров в регионе приобрел новую актуальность.
Среди наиболее важных коммуникационных проектов региона - Зангезурский коридор, который соединит основную территорию Азербайджана с Нахчываном через территорию Армении и станет альтернативным путем поставок грузов по маршруту "Восток-Запад".
В то же время, как ранее говорил Sputnik Азербайджан главный редактор аналитического журнала "Геоэнергетика.инфо" Борис Марцинкевич, Зангезурский коридор также позволит восстановить железнодорожные связи между Москвой, Тегераном и Стамбулом.
"Новое "старое" железнодорожное сообщение между Ираном и Россией через Зангезурский коридор – это возможность сесть в поезд в Москве и выйти в Тегеране, проехав весь Кавказ", - отмечал Марцинкевич.
Что касается железнодорожного маршрута Москва-Стамбул, то тут все зависит от настроения Турции и от того, как будет решен вопрос с армянскими железными дорогами, которые находятся под управлением российских железных дорог.

Расширение возможностей Бакинского порта

Увеличение роли Азербайджана как транспортно-логистического хаба предполагает и расширение транспортных мощностей страны. Так, рост грузопотоков предполагает в первую очередь увеличение пропускной способности Бакинского морского порта.
В этом направлении уже есть определенные результаты. За первые пять месяцев 2022 года через порт были перевалены 21 046 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент (TEU), что на 22,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В руководстве Бакпорта заявляют при этом, что он еще не вышел на полную мощность. По итогам 2021 года через него прошло порядка 5 млн тонн грузов, в то время как его инфраструктура позволяет переваливать до 15 млн тонн.
Для увеличения пропускной способности инфраструктуры порта заложена вторая фаза расширения перевалочных мощностей - до 25 млн тонн грузов и 500 тысяч ДФЭ-контейнеров.
В то же время в порту ведутся работы по интеграции электронной системы в э-систему Государственного таможенного комитета Азербайджана (ГТК) и аналогичных структур других стран. Т акая интеграция позволит таможенным службам еще до прибытия соответствующего транспорта получить информацию о перевозимом грузе.

Обеспечение логистической безопасности

Сотрудничество Азербайджана и России сегодня можно расценивать как вклад в региональную транспортную и продовольственную безопасность.
"Агроэкспресс", который позволяет поставлять сельхозпродукцию в кратчайшие сроки при сохранении ее качеств, в дальнейшем можно было бы развить до уровня международного проекта с участием стран Средней Азии, Кавказа, Турции и Ирана.
Это позволило бы сохранить цепочки поставок продовольствия и стало бы важным проектом, направленным на обеспечение продбезопасности - вопроса, столь актуального в наши дни.
Кроме того, развитие транспортно-логистических маршрутов с участием Баку и Москвы расширило бы рынки сбыта, что становится крайне важным в настоящих условиях.
В целом, в период, когда глобальная инфляция достигла двузначной цифры и мир ожидает спад экономической активности, кооперация Азербайджана и России, основанная на Декларации о союзническом взаимодействии, подписанной в феврале этого года, открывает перспективы экономического возрождения не только для региона, но и для партнеров обеих стран в мире.
Грузовой поезд, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 03.07.2022
Что выиграет Азербайджан от роли страны-транзитера
Лента новостей
0