https://az.sputniknews.ru/20220706/kak-transportnyy-potentsial-azerbaydzhana-sokhranit-globalnuyu-tsep-postavok-443727857.html
Топ-5 транспортных проектов Азербайджана: как поможет Россия
Топ-5 транспортных проектов Азербайджана: как поможет Россия
Sputnik Азербайджан
На фоне спада экономик мира транспортно-логистическая кооперация Баку и Москвы дает шанс не региону и странам-партнерам.
2022-07-06T09:45+0400
2022-07-06T09:45+0400
2022-07-06T10:54+0400
транспорт
азербайджан
грузоперевозки
поставки
экономика
мир
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/0b/0c/435114410_2:0:3643:2048_1920x0_80_0_0_4fe5858f98b43f8a6bf7d7a8184b34f3.jpg
БАКУ, 6 июл — Sputnik. Вопрос сохранения глобальной цепи поставок стал наиболее актуален во время пандемии коронавируса, когда были отменены авиарейсы и возникли ограничения в транспортировке тех или иных товаров или промышленного сырья. Именно тогда выросло значение наземных, морских и железнодорожных маршрутов, и выход стран к международным транспортным коридорам (МТК) стал вопросом продовольственной безопасности.В этом Азербайджану изначально повезло – страна находится на пересечении многих транспортных путей, и обеспечив свой выход к крупных МТК, и сама стала важным транспортно-логистическим хабом.Впоследствии изменившаяся геополитическая ситуация в мире привела к росту транзитных грузоперевозок через территорию республики и, как следствие - увеличению ее транспортных возможностей.Роль Азербайджана в грузоперевозках "РЖД"Один из трех маршрутов МТК "Север-Юг" проходит через Азербайджан и в последние месяцы играет особую роль в грузоперевозках России в южном и восточном векторах.Так, сейчас перевозки российских грузов переориентированы с западного на восточные направления, часть которых в рамках проекта "Север-Юг" проходит в том числе по Азербайджану. В связи с сменой маршрутов грузоперевозок сухопутный путь через Азербайджан для России наиболее выгоден, так как прямая транспортная связь между РФ и Ираном через Каспийское море - более затратная и имеет определенные трудности, связанные в том числе с мощностью перевозок по морю.Привлекательности перевозкам грузов через Азербайджан в рамках "Север-Юг" добавляет и запуск проекта "Зеленого коридора" между РФ и Азербайджаном.Для увеличения грузопотока между нашими странами и расширения импортно-экспортных операций, запущены проекты "Зеленого коридора", "Агроэкспресс", и рассматриваются варианты увеличения пропускной способности контрольно-пропускных пунктов на границах.По мнению экономиста Александра Караваева, рост грузоперевозок из России через Азербайджан связан с такими факторами, как начало функционирования "Зеленого коридора" на таможенных переходах Россия-Азербайджан.Увеличению грузопотока способствовал и рост закупок российского продовольствия и топлива Азербайджаном и Ираном."Это также связано с увеличением спроса на поставки российской нефти с дисконтом, лесоматериалов, металлопроката, арматуры и профильной продукции, в связи с их избытком на складах в РФ", - сказал Караваев Sputnik Азербайджан.Запуск в конце марта "Зеленого коридора" был нацелен на улучшение координации между таможенными органами Азербайджана и России, и ускорения логистической кооперации. Проект упрощенного таможенного коридора для участников внешнеэкономической деятельности поможет обеспечить беспрепятственное и ускоренное движение товаров между странами.Также "Зеленый коридор", кроме увеличения товарооборота и улучшения торговой кооперации, способствует развитию международного проекта "Север-Юг".Другим способом увеличить грузоперевозки между Россией и Азербайджаном стал "Агроэкспресс", который призван поставлять плодоовощную продукцию азербайджанского производства в РФ по железной дороге в ускоренном порядке. В рамках проекта уже отправлены два поезда."Баку-Тбилиси-Карс" - еще один маршрут перевалки грузов из РФЗапуск в октябре 2017 года железнодорожного коридора "Баку-Тбилиси-Карс" стал важной вехой в обеспечении бесперебойных поставок в рамках проекта "Восток-Запад". До сегодняшнего дня грузоперевозки по БТК выросли почти в 15 раз.Маршрутом воспользовалась и Россия, которая для экспорта своих товаров рассматривает новые коридоры. По сообщению Рослесинфорг – российской организации, специализирующейся на комплексном решении лесоучетных и лесоустроительных задач - только в марте отгрузки древесины через Азербайджан выросли на 37%. Если раньше больше половины поставок на Турцию шли через морские порты Санкт-Петербурга и Краснодарского края, то теперь российские лесоперевозчики для выполнения контрактов переориентировались на железнодорожные коридоры - груз идет до Баку, а оттуда по коридору Баку-Тбилиси-Карс далее на Турцию.Учитывая растущую роль БТК, планируется повышение его пропускной способности, в том числе при непосредственном участии международных финансовых институтов. К примеру, президент Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) Дмитрий Панкин заявил на прошлой неделе, что банк готов рассмотреть участие в повышении пропускной способности этой железной дороги.Он отметил, что содействие развитию инфраструктуры, поддерживающей экономические взаимосвязи между странами-членами, является одним из основных приоритетов банка.Транскаспийский коридор и его возможностиДругим важным проектом, который усилит транспортно-логистическую роль региона, является "Транскаспийский международный транспортный маршрут" (ТМТМ/Средний коридор), который проходит через территорию Азербайджана.Санкции против России активизировали роль ТМТМ, и страны-участницы МТК начали рассматривать варианты расширения его пропускной способности и синхронизации таможенных систем.Так, Азербайджан и Казахстан работают над созданием совместного предприятия (СП) по развитию Транскаспийского коридора. Ожидается, что оно будет официально зарегистрировано в начале или середине 2023 года.СП повысит ценность Среднего коридора, поскольку облегчит перевалку грузов, гармонизирует трансграничные тарифы и поможет внедрить унифицированную IТ-платформу для полной автоматизации услуг по грузоперевозкам по всему коридору.В развитии ТМТМ намерен участвовать и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Глава представительства банка в Азербайджане Камола Махмудова сообщала, в этом году будут вестись работы над усовершенствованием цифровизации и обеспечением продовольственной безопасности - развитие транспортного сектора будет идти с акцентом на Транскаспийский маршрут, заметила она.Ж/д линии Москва-Тегеран и Москва-Стамбул через ЗангезурС освобождением азербайджанских земель от оккупации вопрос разблокировки транспортных коридоров в регионе приобрел новую актуальность. Среди наиболее важных коммуникационных проектов региона - Зангезурский коридор, который соединит основную территорию Азербайджана с Нахчываном через территорию Армении и станет альтернативным путем поставок грузов по маршруту "Восток-Запад".В то же время, как ранее говорил Sputnik Азербайджан главный редактор аналитического журнала "Геоэнергетика.инфо" Борис Марцинкевич, Зангезурский коридор также позволит восстановить железнодорожные связи между Москвой, Тегераном и Стамбулом."Новое "старое" железнодорожное сообщение между Ираном и Россией через Зангезурский коридор – это возможность сесть в поезд в Москве и выйти в Тегеране, проехав весь Кавказ", - отмечал Марцинкевич.Что касается железнодорожного маршрута Москва-Стамбул, то тут все зависит от настроения Турции и от того, как будет решен вопрос с армянскими железными дорогами, которые находятся под управлением российских железных дорог.Расширение возможностей Бакинского портаУвеличение роли Азербайджана как транспортно-логистического хаба предполагает и расширение транспортных мощностей страны. Так, рост грузопотоков предполагает в первую очередь увеличение пропускной способности Бакинского морского порта.В этом направлении уже есть определенные результаты. За первые пять месяцев 2022 года через порт были перевалены 21 046 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент (TEU), что на 22,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.В руководстве Бакпорта заявляют при этом, что он еще не вышел на полную мощность. По итогам 2021 года через него прошло порядка 5 млн тонн грузов, в то время как его инфраструктура позволяет переваливать до 15 млн тонн.Для увеличения пропускной способности инфраструктуры порта заложена вторая фаза расширения перевалочных мощностей - до 25 млн тонн грузов и 500 тысяч ДФЭ-контейнеров.В то же время в порту ведутся работы по интеграции электронной системы в э-систему Государственного таможенного комитета Азербайджана (ГТК) и аналогичных структур других стран. Т акая интеграция позволит таможенным службам еще до прибытия соответствующего транспорта получить информацию о перевозимом грузе.Обеспечение логистической безопасностиСотрудничество Азербайджана и России сегодня можно расценивать как вклад в региональную транспортную и продовольственную безопасность. "Агроэкспресс", который позволяет поставлять сельхозпродукцию в кратчайшие сроки при сохранении ее качеств, в дальнейшем можно было бы развить до уровня международного проекта с участием стран Средней Азии, Кавказа, Турции и Ирана.Это позволило бы сохранить цепочки поставок продовольствия и стало бы важным проектом, направленным на обеспечение продбезопасности - вопроса, столь актуального в наши дни.Кроме того, развитие транспортно-логистических маршрутов с участием Баку и Москвы расширило бы рынки сбыта, что становится крайне важным в настоящих условиях.В целом, в период, когда глобальная инфляция достигла двузначной цифры и мир ожидает спад экономической активности, кооперация Азербайджана и России, основанная на Декларации о союзническом взаимодействии, подписанной в феврале этого года, открывает перспективы экономического возрождения не только для региона, но и для партнеров обеих стран в мире.
https://az.sputniknews.ru/20220703/na-peresechenii-putey--chto-poluchit-azerbaydzhan-ot-roli-strany-tranzitera-443490549.html
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
Новости
ru_AZ
Sputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/0b/0c/435114410_457:0:3188:2048_1920x0_80_0_0_275242050c6386c0ed3269c8ad009625.jpgSputnik Азербайджан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Айгюль Тагиева
https://cdnn1.img.sputnik.az/img/07e5/02/0f/426229726_632:-1:2679:2047_100x100_80_0_0_bf9f4a66d2062eb596bb6df525ab6306.jpg
мир экономика спад транспорт логистика кооперация баку москва азербайджан россия
мир экономика спад транспорт логистика кооперация баку москва азербайджан россия
Топ-5 транспортных проектов Азербайджана: как поможет Россия
09:45 06.07.2022 (обновлено: 10:54 06.07.2022) В период, когда мир ожидает спад экономической активности, транспортно-логистическая кооперация Баку и Москвы дает шанс не только региону, но и прочим партнерам двух стран.
БАКУ, 6 июл — Sputnik. Вопрос сохранения глобальной цепи поставок стал наиболее актуален во время пандемии коронавируса, когда были отменены авиарейсы и возникли ограничения в транспортировке тех или иных товаров или промышленного сырья.
Именно тогда выросло значение наземных, морских и железнодорожных маршрутов, и выход стран к международным транспортным коридорам (МТК) стал вопросом продовольственной безопасности.
В этом Азербайджану изначально повезло – страна находится на пересечении многих транспортных путей, и обеспечив свой выход к крупных МТК, и сама стала важным транспортно-логистическим хабом.
Впоследствии изменившаяся геополитическая ситуация в мире привела к росту транзитных грузоперевозок через территорию республики и, как следствие - увеличению ее транспортных возможностей.
Роль Азербайджана в грузоперевозках "РЖД"
Один из трех маршрутов МТК "Север-Юг" проходит через Азербайджан и в последние месяцы играет особую роль в грузоперевозках России в южном и восточном векторах.
Так, сейчас перевозки российских грузов переориентированы с западного на восточные направления, часть которых в рамках проекта "Север-Юг" проходит в том числе по Азербайджану.
В связи с сменой маршрутов грузоперевозок сухопутный путь через Азербайджан для России наиболее выгоден, так как прямая транспортная связь между РФ и Ираном через Каспийское море - более затратная и имеет определенные трудности, связанные в том числе с мощностью перевозок по морю.
Привлекательности перевозкам грузов через Азербайджан в рамках "Север-Юг" добавляет и запуск проекта "Зеленого коридора" между РФ и Азербайджаном.
Для увеличения грузопотока между нашими странами и расширения импортно-экспортных операций, запущены проекты "Зеленого коридора", "Агроэкспресс", и рассматриваются варианты увеличения пропускной способности контрольно-пропускных пунктов на границах.
По мнению экономиста Александра Караваева, рост грузоперевозок из России через Азербайджан связан с такими факторами, как начало функционирования "Зеленого коридора" на таможенных переходах Россия-Азербайджан.
Увеличению грузопотока способствовал и рост закупок российского продовольствия и топлива Азербайджаном и Ираном.
"Это также связано с увеличением спроса на поставки российской нефти с дисконтом, лесоматериалов, металлопроката, арматуры и профильной продукции, в связи с их избытком на складах в РФ", - сказал Караваев Sputnik Азербайджан.
Запуск в конце марта "Зеленого коридора" был нацелен на улучшение координации между таможенными органами Азербайджана и России, и ускорения логистической кооперации. Проект упрощенного таможенного коридора для участников внешнеэкономической деятельности поможет обеспечить беспрепятственное и ускоренное движение товаров между странами.
Также "Зеленый коридор", кроме увеличения товарооборота и улучшения торговой кооперации, способствует развитию международного проекта "Север-Юг".
Другим способом увеличить грузоперевозки между Россией и Азербайджаном стал "Агроэкспресс", который призван поставлять плодоовощную продукцию азербайджанского производства в РФ по железной дороге в ускоренном порядке. В рамках проекта уже отправлены два поезда.
"Баку-Тбилиси-Карс" - еще один маршрут перевалки грузов из РФ
Запуск в октябре 2017 года железнодорожного коридора "Баку-Тбилиси-Карс" стал важной вехой в обеспечении бесперебойных поставок в рамках проекта "Восток-Запад". До сегодняшнего дня грузоперевозки по БТК выросли почти в 15 раз.
Маршрутом воспользовалась и Россия, которая для экспорта своих товаров рассматривает новые коридоры.
По сообщению Рослесинфорг – российской организации, специализирующейся на комплексном решении лесоучетных и лесоустроительных задач - только в марте отгрузки древесины через Азербайджан выросли на 37%. Если раньше больше половины поставок на Турцию шли через морские порты Санкт-Петербурга и Краснодарского края, то теперь российские лесоперевозчики для выполнения контрактов переориентировались на железнодорожные коридоры - груз идет до Баку, а оттуда по коридору Баку-Тбилиси-Карс далее на Турцию.
Учитывая растущую роль БТК, планируется повышение его пропускной способности, в том числе при непосредственном участии международных финансовых институтов. К примеру, президент Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) Дмитрий Панкин заявил на прошлой неделе, что банк готов рассмотреть участие в повышении пропускной способности этой железной дороги.
Он отметил, что содействие развитию инфраструктуры, поддерживающей экономические взаимосвязи между странами-членами, является одним из основных приоритетов банка.
Транскаспийский коридор и его возможности
Другим важным проектом, который усилит транспортно-логистическую роль региона, является "Транскаспийский международный транспортный маршрут" (ТМТМ/Средний коридор), который проходит через территорию Азербайджана.
Санкции против России активизировали роль ТМТМ, и страны-участницы МТК начали рассматривать варианты расширения его пропускной способности и синхронизации таможенных систем.
Так, Азербайджан и Казахстан работают над созданием совместного предприятия (СП) по развитию Транскаспийского коридора. Ожидается, что оно будет официально зарегистрировано в начале или середине 2023 года.
СП повысит ценность Среднего коридора, поскольку облегчит перевалку грузов, гармонизирует трансграничные тарифы и поможет внедрить унифицированную IТ-платформу для полной автоматизации услуг по грузоперевозкам по всему коридору.
В развитии ТМТМ намерен участвовать и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Глава представительства банка в Азербайджане Камола Махмудова сообщала, в этом году будут вестись работы над усовершенствованием цифровизации и обеспечением продовольственной безопасности - развитие транспортного сектора будет идти с акцентом на Транскаспийский маршрут, заметила она.
Ж/д линии Москва-Тегеран и Москва-Стамбул через Зангезур
С освобождением азербайджанских земель от оккупации вопрос разблокировки транспортных коридоров в регионе приобрел новую актуальность.
Среди наиболее важных коммуникационных проектов региона - Зангезурский коридор, который соединит основную территорию Азербайджана с Нахчываном через территорию Армении и станет альтернативным путем поставок грузов по маршруту "Восток-Запад".
В то же время, как ранее говорил Sputnik Азербайджан главный редактор аналитического журнала "Геоэнергетика.инфо" Борис Марцинкевич, Зангезурский коридор также позволит восстановить железнодорожные связи между Москвой, Тегераном и Стамбулом.
"Новое "старое" железнодорожное сообщение между Ираном и Россией через Зангезурский коридор – это возможность сесть в поезд в Москве и выйти в Тегеране, проехав весь Кавказ", - отмечал Марцинкевич.
Что касается железнодорожного маршрута Москва-Стамбул, то тут все зависит от настроения Турции и от того, как будет решен вопрос с армянскими железными дорогами, которые находятся под управлением российских железных дорог.
Расширение возможностей Бакинского порта
Увеличение роли Азербайджана как транспортно-логистического хаба предполагает и расширение транспортных мощностей страны. Так, рост грузопотоков предполагает в первую очередь увеличение пропускной способности Бакинского морского порта.
В этом направлении уже есть определенные результаты. За первые пять месяцев 2022 года через порт были перевалены 21 046 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент (TEU), что на 22,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В руководстве Бакпорта заявляют при этом, что он еще не вышел на полную мощность. По итогам 2021 года через него прошло порядка 5 млн тонн грузов, в то время как его инфраструктура позволяет переваливать до 15 млн тонн.
Для увеличения пропускной способности инфраструктуры порта заложена вторая фаза расширения перевалочных мощностей - до 25 млн тонн грузов и 500 тысяч ДФЭ-контейнеров.
В то же время в порту ведутся работы по интеграции электронной системы в э-систему Государственного таможенного комитета Азербайджана (ГТК) и аналогичных структур других стран. Т акая интеграция позволит таможенным службам еще до прибытия соответствующего транспорта получить информацию о перевозимом грузе.
Обеспечение логистической безопасности
Сотрудничество Азербайджана и России сегодня можно расценивать как вклад в региональную транспортную и продовольственную безопасность.
"Агроэкспресс", который позволяет поставлять сельхозпродукцию в кратчайшие сроки при сохранении ее качеств, в дальнейшем можно было бы развить до уровня международного проекта с участием стран Средней Азии, Кавказа, Турции и Ирана.
Это позволило бы сохранить цепочки поставок продовольствия и стало бы важным проектом, направленным на обеспечение продбезопасности - вопроса, столь актуального в наши дни.
Кроме того, развитие транспортно-логистических маршрутов с участием Баку и Москвы расширило бы рынки сбыта, что становится крайне важным в настоящих условиях.
В целом, в период, когда глобальная инфляция достигла двузначной цифры и мир ожидает спад экономической активности, кооперация Азербайджана и России, основанная на Декларации о союзническом взаимодействии, подписанной в феврале этого года, открывает перспективы экономического возрождения не только для региона, но и для партнеров обеих стран в мире.