Что выиграет Азербайджан от роли страны-транзитера

© Sputnik / Konstantin Mihalchevskiy / Перейти в фотобанкГрузовой поезд, фото из архива
Грузовой поезд, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 03.07.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Заинтересованность в транзите грузов через территорию Азербайджана за последние месяцы значительно возросла. Какую экономическую выгоду получит при этом страна?
БАКУ, 3 июл — Sputnik. Значение срединного маршрута международного транспортного коридора "Север-Юг", который предполагает грузоперевозки через территорию Азербайджана, вновь усиливается.
Так, согласно информации иранских СМИ, председатель Российско-иранского делового совета Владимир Обыденов предложил расширить торговлю по железнодорожной линии Россия-Азербайджан-Иран-Пакистан.
Завершение строительства маршрута Решт-Астара, который является частью маршрута, проходящего через Азербайджан, имеет большое значение для торговых целей России, так как открывает путь в Пакистан.
Стоит отметить, что РФ осуществляет грузоперевозки с Ираном и Индией в рамках проекта "Север-Юг" судами через Каспийское море, однако этот маршрут имеет определенные трудности и достаточно затратный.
Это подтвердил и Обыденов, добавив, что Россия могла бы также отправлять свои грузы в северные порты Ирана на судах, а затем транзитом через Иран в Пакистан и Индию. Однако это сложный маршрут, поэтому РФ стремится заменить его железной дорогой через Азербайджан в Иран, а оттуда уже - в Пакистан и Индию.
Таким образом, налаженная железнодорожная и автомагистральная инфраструктура Азербайджана позволяет стране претендовать на роль важного транзитера проекта "Север-Юг" и расширение роли страны в международных транспортных коридорах.

Новые возможности для экономики

По мнению российского экономиста Василия Колташова, для экономики Азербайджана открываются новые возможности, которые состоят в диверсификации.
"Эти возможности состоят вовсе не в том, чтобы ориентироваться на какое-то одно направление, а в том, чтобы принять на себя и обеспечить транзит грузов из Ирана, Пакистана, России и других стран", - рассказал Колташев Sputnik Азербайджан.
В этом смысле проект "Север-Юг" дает возможность тому, чтобы Азербайджан усилил свои экономические позиции: роль страны-транзитера открывает путь к тому, чтобы государство было в меньшей степени экспортером углеводородов и в большей степени - экономикой, встроенной в растущие торговые взаимоотношения евразийских континентальных стран.
"Будущее Азербайджана, его экономика – это будущее торговли между евразийскими странами, и в этом смысле Азербайджан данную возможность упускать не должен", - рассказал экономист.
При этом необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы большие товарные потоки двигались именно через территорию республики и давали возможность и заработать на этом, и встроиться и участвовать в грузоперевозках активно.
"Так что стратегия, направленная на то, чтобы иметь со своими северными и южными соседями хорошие отношения и выстроить надежную торговлю на основе взаимного доверия и стремления взаимного развития – это правильный путь", - заключил Колташев.

Азербайджан – лидер "Север-Юг" по инфраструктуре

Ранее в отчете Евразийского банка развития (ЕАБР) о работе МТК "Север-Юг" говорилось, что Азербайджан занимает лидирующие позиции как по качеству транспортной инфраструктуры, так и по объемам торговли в процентах от ВВП среди стран-участниц проекта.
В настоящее время МТК обслуживает преимущественно российско-азербайджанские транспортно-экономические связи, что составляет более 90% от объемов международных перевозок грузов по коридору, говорилось в отчете.
"В течение первых двух десятилетий XXI века Азербайджанская Республика реализовывала активную стратегию по развитию транспортной инфраструктуры страны, включая масштабную реконструкцию и новое строительство четырехполосных автомагистралей первой технической категории на направлениях от границы с Россией до границы с Ираном, строительство и ввод в эксплуатацию в 2018 году новой железнодорожной линии "Астара (Азербайджан)–Астара (Иран)", реконструкцию автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска на границе с Россией, строительство нового морского торгового порта Алят и одноименного логистического центра, крупнейшего в регионе", - отмечают аналитики ЕАБР.
Сегодня Азербайджан финансово участвует в строительстве недостающей железнодорожной линии Казвин–Решт–Астара на территории Ирана, первая часть которой между Казвином и Рештом была сдана в эксплуатацию 6 марта 2019 года.
Лента новостей
0