Проект "Промэкспресса"- как Москва и Баку нарастят товарооборот и партнерство

© Photo : Courtesy Trade Representative of Russia in AzerbaijanОтправка первого "Агроэкспресс"а из Азербайджана в Россию
Отправка первого Агроэкспресса из Азербайджана в Россию - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.02.2022
Подписаться
После успешного запуска "Агроэкспресса", призванного поставлять продукцию АПК по железной дороге, две страны рассматривают запуск "Промэкспресса". Как Москва и Баку смогут нарастить товарооборот и укрепить сотрудничество благодаря проекту?
БАКУ, 17 фев — Sputnik. С 12 февраля между Россией и Азербайджаном начал действовать проект "Агроэкспресс", посредством которого можно будет поставлять продукты агропромышленного производства в оба направления.
Проект "Агроэкспресс" реализуется ООО "Альянс Логистикс" и АО "РЖД Логистика" при поддержке Азербайджано-Российского Делового Совета, АО "Российский экспортный центр", ЗАО "Азербайджанские железные дороги", ОАО "РЖД".
Вторым этапом железнодорожных проектов в рамках "Агроэкспресса" может стать проект "Промэкспресс". Об этом заявил в интервью Sputnik Азербайджан генеральный директор АО "РЖД Логистика" Дмитрий Мурев.
По его словам, грузоотправители на данное направление транзитных контейнерных перевозок вполне могут переориентировать продовольствие, металлы, древесину, машины, оборудование и другие грузы.
"В настоящее время это экономически выгодный и целесообразный маршрут для перевозки и перевалки фруктов, зерновых и зернобобовых, химической и нефтехимической продукции и других товаров в обоих направлениях", - отметил Мурев, добавив, что в дальнейшем планируется запуск "Промэкспрессов" для транспортировки промышленных грузов и товаров широкого потребления.

"Промэкспресс" - значимый политический проект

Идея "Промэкспресса", который в будущем будет курсировать по строго определенному графику между Азербайджаном и Россией, опирается на уже продемонстрировавший свою эффективность проект "Агроэкспресс", отмечает доктор экономических наук, профессор СПбГУ Станислав Ткаченко.
Помимо очевидных технических преимуществ, таких как движение по расписанию по оптимальному маршруту при сниженных организационно-временных издержках на границах, это еще и значимый политический проект, демонстрирующий новый уровень открытости экономик двух государств, их взаимозависимую и взаимодополняющую природу, указал он.
Что даст "Агроэкспресс" между Россией и Азербайджаном - видео >>
"Объем двусторонней ежегодной торговли наших государств уже несколько раз в XXI веке достигал уровня в $3 млрд в "хорошие времена" и откатывался от него вниз в периоды потрясений в мировой экономике (ипотечный кризис 2008 года, падение мировых цен на нефть в 2014-2016 годы, пандемия COVID-19 после 2020 года)", - рассказал Ткаченко Sputnik Азербайджан.

Развитие торговли сближением экономик

По словам Ткаченко, энергоресурсы в ВВП и внешней торговле Азербайджана и России играют огромную роль, а торговать ими большой необходимости нет. Поэтому наращивать взаимную торговлю можно посредством реального сближения экономик двух стран в области промышленности и сферы услуг.
"В структуре азербайджано-российской торговли сегодня доминируют продукция сельского хозяйства и продукты питания, осуществляются поставки в обе стороны. Также поставляется продукция машиностроения, металлургии и металлообработки, автомобилестроения, строительных материалов, преимущественно из России в Азербайджан", - сказал Ткаченко.
По словам экономиста, чтобы расширить объемы торговли в этих секторах, прежде всего за счет наращивания поставок азербайджанской продукции на огромный и в настоящее время растущий в объемах российский рынок, бизнесу двух государств необходимо знать, что транспортно-логистические услуги предоставляются оперативно, качественно и недорого.
"Именно таким целям должен служить "Промэкспресс". Он, конечно, не решит все вопросы двусторонней торговли промышленной продукцией, это прежде всего проект из сферы публичной дипломатии. Но "Промэкспресс" позволит привлечь к ресурсам рынков наших государств тех бизнесменов, которые пока о развитии деловых связей с государством-партнером не задумывались", - добавил эксперт.
То есть, в проекте "Промэкспресса" деловой и воспитательный элементы тесно переплетены, и именно поэтому на нынешнем начальном этапе его следует поддерживать и привлекать к нему внимание общественности.

Участие других стран в "Промэкспрессе"

Учитывая то, что Азербайджан является логистическим хабом для многих стран, в дальнейшем к проекту "Промэкспресса" могут присоединиться другие страны, такие как Среднеазиатские республики, Турция, Иран, считает эксперт-экономист Натика Джафарли.
"Азербайджан может стать важным направлением для поставок в Россию. В том числе для российского экспорта Азербайджан может стать очень важным направлением – через Азербайджан российская продукция может выйти на рынки Средней Азии, Ирана, Турции, Средиземноморья, арабских стран, которые также могут присоединиться к этому проекту", - рассказал экономист Sputnik Азербайджан.
Как "Агроэкспресс" поможет увеличить товарооборот между РФ и Азербайджаном >>
Что касается выгоды двух стран от реализации проекта, то, по мнению Джафарли, Россия является одним из важнейших торговых партнеров Азербайджана как в экспортном, так и в импортном направлении. И российский рынок - основной рынок для сбыта азербайджанской сельхозпродукции.
"Конечно же, такие проекты, которые упрощают экспортные-импортные операции очень полезны. Но помимо этого, необходимо упрощать работу бизнесменам, людям, которые хотят торговать между странами, чтобы не было необходимости придумывать всякие схемы", - отметил экономист.
То есть законодательная основа, "зеленые коридоры" должны привести к такому состоянию, чтобы Азербайджан и Россия могли бы беспрепятственно торговать между собой, добавил Джафарли.
Лента новостей
0