Лучшие экранизации Достоевского: про идиотов, самоубийц, любовников и двойников

© Photo : Magnolia Pictures / Two Lovers / 2008Любовники (2008) - кадр из фильма
Любовники (2008) - кадр из фильма - Sputnik Азербайджан, 1920, 11.11.2021
Подписаться
Над смыслами произведений Достоевского до сих пор гадают знаменитые режиссеры и художники. Sputnik Азербайджан собрал для вас 10 лучших экранизаций Достоевского в западном кинематографе.
Гений Достоевского по сей день подкидывает загадки человечеству своим литературным наследием. Писатель описывает суровый мир, в котором почти полностью доминирует зло, и в котором хороший человек становится идиотом. Мир противоречий, ненависти, отторжения общества. И, в тоже время, всегда брезжит маленькая надежда, пусть и утопическая.
Объяснением его мыслей и его философии со всеми их противоречиями и значениями занимаются исследователи его творчества. В одном из таких исследований предлагается "ключ" к пониманию, что хотел разгадать в человеческой душе Достоевский.
В "Дневнике писателя" писатель рассказывает историю одной деревни. Там горела церковь. Люди кинулись ее тушить. Рядом загорелся кабак. Хозяин питейного заведения прибежал к людям и предложил каждому по ведру водки за то, чтобы они потушили его кабак. И… Церковь сгорела дотла…
Понять "что имел в виду автор", русским людям, возможно, проще - все-таки культурный код один с Федором Михайловичем. Но именно поэтому вдвойне интереснее видеть, как западная культура осмысливает писательское послание миру. Многие зарубежные фильмы, снятые по мотивам романов Ф.М. Достоевского, действительно потрясают воображение и загружают мозг "на подумать". Мы собрали для вас 10 лучших экранизаций Достоевского западным кинематографом.

1. Кроткая (Франция, 1969) Une femme douce

Драма об отчуждении по мотивам рассказа "Кроткая", режиссер Робер Брессон (1901-1999).
Брессон вдохновлялся русской литературой. В его фильмографии есть картины, снятые по мотивам "Преступления и наказания" ("Карманник") и "Белых ночей" ("Четыре ночи мечтателя") Достоевского, а также по мотивам "Фальшивого купона" ("Деньги") Толстого.
"Кроткая" — попытка переосмыслить рассказ Федора Михайловича в декорациях Парижа 1960-х. Вместо исповеди путающегося в словах вдовца — полноценная история вынужденного брака мечтательной девушки и расчетливого ростовщика. Они не подходят друг другу, а попытки наладить контакт приводят к большему отчуждению — героиня постепенно утопает в печали и изолируется. Сначала она все чаще думает об убийстве мужа, но в итоге решает, что единственный выход — это самоубийство.
Добавим. Не так давно, в 2017 году вышла российская версия рассказа Достоевского "Кроткая". Снял его известный режиссер Сергей Лозница.

2. Белые ночи (Италия, 1957) Le Notti Bianche

Мелодрама о послевоенной Италии по мотивам повести "Белые ночи", режиссер Лукино Висконти (1906-1976).
"Белые ночи" — романтическая повесть о четырех ночах, которые провели вместе интроверт-герой и молодая девушка, которая в течение года ждет возвращения своего возлюбленного. Неудивительно, что за экранизацию повести брались такие гиганты европейского авторского кино, как Лукино Висконти и Робер Брессон.
Висконти перенес действие в послевоенную Италию, но сохранил общий сюжет повести без изменений, добавив в фильм разве что закадровые монологи героя и еще одну героиню, влюбленную в молодого человека. Тот отказывает ей ради драгоценных моментов, проведенных с девушкой, ожидающей возлюбленного: он выбирает погоню за призрачным счастьем, а не перспективу реальных романтических отношений.

3. Любовники (США, 2008) Two Lovers

Романтическая драма по повести "Белые ночи", режиссер Джеймс Грэй (1969).
Американская версия повести Достоевского от режиссёра Джеймса Грэя. В главных ролях снялись звезды Голливуда - Хоакин Феникс, Гвинет Пэлтроу, Изабелла Росселлини. По соседству с убеждённым холостяком Леонардом, пережившим попытку самоубийства, поселяется очаровательная Мишель. Теперь беспечному мужчине предстоит нелёгкий выбор между подругой семьи, которую хотят выдать за него замуж его родители, и красивой, но крайне переменчивой новой соседкой.

4. Преступление и наказание (Финляндия, 1983) Rikos ja rangaistus

Драма о мести и искуплении по мотивам романа "Преступление и наказание", режиссер Аки Каурисмяки (1957).
Для своего полнометражного дебюта великий финский режиссер Аки Каурисмяки выбрал тяжелейший первоисточник — "Преступление и наказание" Достоевского.
Причем сделал он это "назло" Альфреду Хичкоку, который в интервью признался, что никогда не сможет прикоснуться к экранизации романа. Позже финн признался, что Хичкок был прав, но это не так важно.
Фильм Каурисмяки лишен черного юмора и злой иронии, которые впоследствии станут визитной карточкой финна. "Преступление и наказание" — не дословная экранизация романа, действие фильма перенесено в Хельсинки 1980-х, а убивает герой не старуху-процентщицу и ее сестру, а виновного в смерти невесты водителя.
Изучая своего Раскольникова – Раккихайнена, Каурисмяки приходит к выводу, что в современном обществе "тварей дрожащих", утомленных неизвестностью и неуверенностью в будущем, нет общих моральных принципов, и у всех Раскольниковых общее наказание - пустая, бессмысленная жизнь.
Вообще, трудно выбрать одну адаптацию "Преступления и наказания", особенно если ее адаптировали более 30 раз. Надо признать, что большинство западных критиков отдают свой голос все-таки за русскую версию - советский художественный фильм "Преступление и наказание", снятый в 1969 году режиссёром Львом Кулиджановым.
Вот, что об этом пишут иностранные критики: "Этот фильм длится почти 4 часа, и субтитры могут отпугнуть некоторых потенциальных зрителей. Но если вы действительно хотите получить кинематографический опыт, отражающий клаустрофобию и паранойю этого классического романа, то это то, что вам нужно".

5. Идиот (Япония, 1951)

Драма человека в реалиях послевоенной Японии по роману "Идиот", режиссёр Акира Куросава (1910-1998).
Самая необычная экранизация знаменитого романа. Акире Куросаве получилось сделать одну из самых многослойных и удивительно сложных адаптаций Достоевского в кино. Многие называют этот черно-белый фильм лучшей версией романа не только в мировом, но и в русском кинематографе.
Его князь Мышкин, Киндзи Камэда, потерял рассудок после несостоявшегося расстрела (героя приговорили к смертной казни, но в последнюю минуту помиловали) — это, конечно, реминисценция к биографии самого Достоевского.
Перенос действия в послевоенную Японию только усиливает чувство изоляции, которое испытывает наивный главный герой. Акира Куросава не пытается донести до зрителя мысли, которые возникают при первом прочтении произведения, а сразу предлагает разглядеть в истории князя Мышкина (имена тут, конечно, японские) гораздо более глубокие мотивы и смыслы.
Это один из самых красивых и лирических фильмов Куросавы, но и один из самых недооцененных. К сожалению, его первоначальное видение никогда не будет показано: изначально фильм длился более 4 с половиной часов и был сочтен студией слишком длинным. Впоследствии все копии были утеряны.

6. Партнер (Италия, 1968) Partner

Драма в реалиях Италии 20 века по мотивам повести "Двойник", режиссер Бернардо Бертолуччи (1941-2018).
В тревожный для Западного мира 1968 год Бертолуччи ("Последнее танго в Париже", "Последний император") экранизирует повесть Федора Достоевского "Двойник", отважно адаптируя ее к реалиям Италии ХХ века.
В картине Бертолуччи размышлял о проблемах революции, терроризма и насилия, мотивах бунта, молодежного протеста и вызова традиционным устоям общества. Правда, с некоторым акцентом в сторону сексуальных сторон человеческого бытия.
Знатокам Достоевского "Партнер", как правило, казался слишком далеким от оригинала. Кинокритики встретили работу, мягко говоря, неоднозначно. Его называли "шизофреническим фильмом о шизофрении". Но были и те, кто сумели разглядеть в Бертолуччи будущего лауреата девяти "Оскаров".

7. Братья Карамазовы (США, 1958) The Brothers Karamazov

Драма по роману "Братья Карамазовы", режиссер Ричард Брукс (1912-1992).
Этот фильм - увлекательный пример того, как Голливуд пытался примерить на себя произведение великого русского писателя. Картина рассказывает о патриархальной семье, во главе которой стоит Фёдор Карамазов. Когда он пытается определить наследника состояния, начинаются конфликты между братьями, приведшие к междоусобице и убийствам.
Картина получила "Оскар" за роль второго плана. Часть американских критиков признавали, что это не самый лучший пример интерпретации Достоевского в кино. "Мгновения настоящего гения стирает преувеличенная мелодрама", - писали они.
Экранизация монументальных "Братьев Карамазовых" казалась непосильной задачей, но в 1968 году с ней справились Иван Пырьев, Кирилл Лавров и Михаил Ульянов, создатели одной из лучших экранизаций знаменитого романа Достоевского. Это масштабное, программное произведение бессмертного классика охватывает самые глубокие и нравственные вопросы жизни, поэтому его не так-то просто перенести на экран.

8. Шальная любовь (Франция, 1985) L'amour braque

Драма в реалиях современной Франции по роману "Идиот", режиссер Анджей Жулавский (1940-2016).
В ролях снялись такие звезды, как Софи Марсо и Франсис Юстер. Действие фильма происходит не в России XIX века, а в современной Франции.
Главный герой — Леон, недавно выпущенный из психиатрической лечебницы, утверждает, что он потомок венгерского принца… По пути во Францию он встречает грабителя Микки, который собирается жестоко отомстить за надругательство над его подругой Мари. Леон с трудом понимает намерения Микки, но он повсюду следует за ним и вскоре влюбляется в Мари... Фильм, по словам, режиссёра, был создан "чтобы воздать должное великому русскому писателю".
Позже, в 1984 году Жулавский снимет еще один фильм по мотивам романа "Бесы" - "Публичная женщина" (La femme publique).
Неопытную молодую актрису приглашают на роль в фильме по пьесе Достоевского. Этель, подрабатывающая съемками в откровенных фотосессиях, получает роль Лизы Тушиной. Режиссер экранизации и исполнитель роли Николая Ставрогина – чешский иммигрант Лукас Кесслинг, - заинтересовался начинающей актрисой и в профессиональном, и в интимном плане. Режиссер недоволен игрой Этель и пытается добиться от нее нужной отдачи. За короткое время актриса не может провести грань между актерской игрой и реальностью. Параллельно, в "реальном мире", также начинают происходить странные вещи: зверское убийство чешской актрисы, знакомство Этель с безумным Миланом – знакомым Лукаса…
Большинство кинокритиков рассматривали "Публичную женщину" как своеобразную самоиронию режиссера.

9. "Божественная комедия" (Португалия, 1991) A Divina Comédia

Драма по мотивам романов Достоевского, режиссер Мануэл Де Оливейра (1908-2015).
В высшей степени необычный фильм легенды мирового кино, португальского режиссера Мануэла Де Оливейры. "Божественная комедия" - это остроумная "солянка" выдержек из Библии, Данте, Достоевского, Ницше и многих других литературных шедевров.
Действие происходит в весьма условном сумасшедшем доме в Португалии: особняк в парке, отсутствие медперсонала, респектабельная одежда обитателей - все это делает их похожими на посетителей светского приема, и ничто в очищенном от быта пространстве не отвлекает от отвлеченных разговоров, из которых фильм и состоит. Все обитатели страдают от религиозных галлюцинаций того или иного рода.
Главные герои – Соня Мармеладова и Родион Раскольников, также тут есть Иван и Алеша Карамазовы, на заднем плане задействованы Адам и Ева, неумелый проповедник Иисус, пытающийся воскреснуть Лазарь, а также два санитара и молчаливый доктор. За всем действием с иронией наблюдает некто Философ, в котором можно узнать – конечно же - Фридриха Ницше…
Фильм получил Гран-при жюри Венецианского фестиваля.

10. "Игрок" (США, 1974) The Gambler

Криминальная драма по роману "Игрок", режиссёр Карел Рейш (1926-2002).
Американцы еще в далеком 1949 первый раз взялись экранизировать великий роман Достоевского. Режиссер Роберт Сьодмак с Грегори Пек, Эвой Гарднер, Этель Бэрримор и Мелвином Дугласом в главных ролях снял фильм "Большой грешник".
Молодой писатель отправляется в Висбаден, чтобы писать об азартных играх и игроках, но в конечном итоге сам становится заядлым игроком. Потеряв все свое богатство, а также свои моральные устои, он совершает окончательную деградацию, ограбив церковный ящик для бедняков.
Картина имела успех. Спустя годы второй подход к сложному русскому произведению сделал известный британский режиссер Карел Рейш ("Женщина французского лейтенанта", "Сладкие грезы"). Главным героем предстает преподаватель литературы Аксель Фрид — завсегдатай игровых заведений и букмекерских контор, в том числе нелегальных. Свою страсть к игре он обосновывает соображениями, почерпнутыми из "Игрока" Достоевского. После одной особенно неудачной ночи Аксель оказывается должен огромную сумму денег… Зрители оценили картину по достоинству.
Чего не скажешь о римейке на этот фильм, который сначала захотел сделать Мартин Скорсезе в 2011 году и снять в главной роли - профессора, ведущего двойную жизнь и проигрывающего все свое состояние, - Леонардо Ди Каприо. А позже все переиначили, и отдали делать римейк режиссеру Руперту Уайатту.
Успех Рейши повторить не получилось, что-то явно пошло не так. Критики в 2014 году комментировали выход фильма так: "имеющегося цинизма хватит на три фильма, но вот с душой в "Игроке" Руперта Уайатта явный недобор. Получился стильный и энергичный, но, к сожалению, поверхностный римейк одноимённой драмы 1974 года Карела Рейша".
Остается заметить, что роман Достоевского "Игрок" - один из любимых среди режиссеров. По его мотивам снимали французы, итальянцы, чехи, венгры. Только в СССР и России произведение экранизировали несколько раз.
Посетители на книжном фестивале Красная площадь в Москве - Sputnik Азербайджан, 1920, 02.11.2021
Достоевский: что мы о нем знаем и не знаем?
Лента новостей
0