Новости

Клубок противоречий для СМИ: рекламы нет, а правила соблюдать надо

© Sputnik / Murad OrujovГазеты на компьютерной клавиатуре, фото из архива
Газеты на компьютерной клавиатуре, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 11.07.2021
Подписаться
Традиционным СМИ, профессиональным журналистам сегодня приходится нелегко в сложившихся новых условиях противостояния с другими участниками медиа-рынка.

Интернет и новое виртуальное информационное поле серьезно изменили взгляды людей на процесс распространения новостей.

Каких-то 50 лет назад пресса всецело контролировала умы людей, и вся медийная продукция готовилась в журналистской кухне. Казалось, что ничто не может разрушить или поколебать эту индустрию, но интернет и соцсети за несколько десятков лет фактически отняли у СМИ безраздельное право на распространение информации.

Все интернет-пользователи вдруг стали распространителями того или иного контента. Даже популярным актрисам или голливудским звездам не нужно рекламировать себя в прессе: достаточно иметь аккаунт в Instagram. Миллионная аудитория теперь получила возможность напрямую следить за действиями своих кумиров.

При этом, СМИ и журналистское сообщество часто ощущают на себе давление общества. Медиа обвиняют в продажности и предвзятом отношении. Нередки случаи, когда нападки на прессу превращаются в реальные акции у стен редакций.

СМИ перестали служить общественным интересам?

Недавно более 20 представителей из природозащитного движения Extinction Rebellion ("Восстание против вымирания") были задержаны в Лондоне полицией во время акции против коррупции СМИ. Недовольные редакционной политикой ряда крупных изданий Великобритании, участники акции привезли около семи тонн навоза в элитный район Кенсингтон, где расположен офис медиакомпании Daily Mail and General Trust, которая владеет таблоидом Daily Mail.

Часть граждан была задержана за распыление краски из баллончиков на стены офиса, принадлежащего международному медиахолдингу News Corp Руперта Мердока, в который входят британские газеты The Sun, The Times и The Sunday Times.

По мнению участников акции, СМИ перестали служить общественным интересам, погрязли в коррупции, пытаются развязать культурную войну, направленную на разделение общества.

Активисты движения заблокировали доступ к трем типографиям

Это не первая акция движения Extinction Rebellion, направленная против коррупции в СМИ. В сентябре 2020 года активисты движения заблокировали доступ к трем типографиям, где публикуются общенациональные британские газеты, принадлежащие все тому же Руперту Мердоку. Тогда полиция арестовала около 80 человек.

Активисты перекрыли подъездные пути к типографиям с помощью автомобилей. Кто-то приковал себя цепями к специально построенным бамбуковым башням. Из-за действий протестующих пострадали некоторые СМИ, а также читатели, которые не получили вовремя газеты.

Активисты Extinction Rebellion считают, что находящаяся в руках миллиардеров пресса преднамеренно не сообщает о климатических проблемах и экологическом бедствии обществу. Они требуют, что правительства разных стран, наконец, должны осознать всю сложность экологической проблемы и приняться за ее решение.

Справедливости ради, надо отметить, что действия Extinction Rebellion направлены не только против СМИ. Активисты пару лет назад захватили даже Музей Естествознания в Лондоне, провели там акцию в формате "мертвого протеста" - участники неподвижно лежали на земле, изображая мертвые тела.

А при попытке заблокировать движение Лондонского метро в 2019 году активисты Extinction Rebellion встретили жесткое сопротивление жителей города. Разгневанные лондонцы избили нескольких экоактивистов, когда те попробовали блокировать движение поездов, стащив их на платформу с крыш вагонов. Били активистов не за их убеждения, а за блокирование движения поездов в час пик.

Можно ли требовать от прессы тех или иных действий?

Конечно, проблемы экологии важны и актуальны сегодня, но при этом можно ли требовать от прессы тех или иных действий? Являются ли эти требования правильными с точки зрения общественной морали? С тем же успехом экоактивисты могут проводить акции у медицинских клиник и требовать лечения больных не медицинскими препаратами, а с помощью амулетов, так как врачи могут быть заодно с крупными фармакологическими компаниями.

Но врачи будут лечить больных теми методами, в которых они уверенны, с помощью медоборудования и лекарств. То же самое относится к сбору машин, производству мобильных телефонов, способам движения общественного транспорта. Какие бы акции не проводились, автомобили не станут выпускать с тремя колесами, смартфоны без микрофонов, а автобусы не будут ездить по тротуару. Все будут работать в соответствии с теми нормами, которые установлены для той или иной отрасли.

Блогерам нужно быть всегда в тренде

Общество всегда ждет от СМИ и журналистов больше того, что они могут сделать для пользы всех его членов. Ведь ресурсы и возможности любого медиа органа ограничены. Есть этический кодекс журналистов, редакционная политика издания, необходимость учитывать общественное мнение.

А вот блогерам, ютуберам, тиктокерам и иным одиночкам в информационной сфере эти нормы соблюдать не надо. У них одно правило: собрать как можно больше лайков, просмотров. Одним словом, нужно быть всегда в тренде.

Популярность для любого блогера важнее всех этических норм. Без жизненно необходимой известности получить какие-либо товары для рекламы не получится. Не станут платить и платформы, где выставляется контент.

Сегодня все более или менее приличные СМИ столкнулись со множеством серьезных проблем. Крупным медиахолдингам, информагентствам, теле- и радиоканалам буквально приходится выживать в условиях расширения информационной сферы и сужения рынка рекламы.

Игроков на футбольном поле стало не 22, как положено по закону, а в несколько раз больше. Как играть по правилам, когда самих правил еще нет?

Если нет рекламы, то нет и прессы

За счет чего живут СМИ и журналисты? Выбор не велик. Прежде всего, это реклама. При этом рынок медийной рекламы с каждым днем сужается. Рекламодатели уходят из сферы традиционных СМИ в соцсети к блогерам, которые порой собирают аудиторию намного больше, нежели крупное агентство.

Телевидение теряет из-за конкуренции с видеоплатформами колоссальные средства, оно не в состоянии конкурировать ни с YouTube, ни с TikTok. Если нет рекламы, то нет и прессы. Газеты в той же самой Британии пока реализуются, но со временем они исчезнут в бумажной версии. Даже реализация бумажных газет не может покрыть всех расходов изданий. Это все понимают.

Медиа негде брать деньги. Можно поискать спонсоров, реализовывать проекты, получить деньги из госбюджета, но денег для содержания профессиональной команды практически всегда не хватает. Сегодня возникают такие виртуальные СМИ, которые никогда не имели своих офисов, но при этом из-за низких расходов довольно удачно работают на медиа рынке. Эти СМИ имеют большую аудиторию, хорошо зарабатывают, но не нуждаются в каких-либо ограничениях.

Население не жаждет платить за работу журналистов и СМИ. Зачем платить, когда интернет переполнен бесплатной информацией и различным контентом? Для производства приличной медиа продукции нужно содержать профессиональную команду журналистов, а средств не хватает.

Надо надеяться, что эпоха любителей-тиктокеров со временем закончится

Получается клубок противоречий: рекламы и средств для СМИ с каждым днем все меньше и меньше, журналистам нужно придерживаться определенных правил, которые другие игроки медиа рынка соблюдать не желают, а активисты движения Extinction Rebellion и отдельные люди обвиняют прессу в коррупции и пренебрежении интересами общества.

Как работать журналистскому сообществу в таких жестких условиях? В чем бы не обвиняли СМИ со стороны, нормальные журналисты не могут применять блогерские методы в своей деятельности. Конечно, пользоваться современными технологиями нужно, но как в случае с врачами, выдавать амулет вместо полноценного лечения не получится.

Надо надеяться, что эпоха любителей-тиктокеров со временем закончится. Эти площадки постепенно вновь займут журналисты-профессионалы и серьезные СМИ. Пока же нужно проявлять терпение и следить за изменениями в технологической сфере. Новые технологии будут менять информационную среду совершенно в ином направлении - тот, кто успеет приспособится, и выиграет раунд.

Читайте также:

Лента новостей
0