БАКУ, 7 июл — Sputnik. Контейнеровоз Ever Given, в марте перекрывший почти на неделю Суэцкий канал, спустя три месяца задержания в среду покинул место своей вынужденной стоянки.
Разрешение на отход контейнеровоз получил после того, как владелец судна и страховщики достигли соглашения с администрацией канала о компенсациях. Контейнеровоз Ever Given начал движение на север в районе Большого Горького озера, которое разделяет два участка канала. Здесь он вместе со всей командой был пришвартован с момента снятия с мели 29 марта.
По случаю отхода судна, загруженного примерно 18 300 контейнерами, на канале должна была состояться специальная церемония.
О чем спорили
Администрация Суэцкого канала заявляет о потерях примерно в миллиард долларов из-за блокировки морского пути, произошедшей из-за ошибки капитана судна Ever Given. В связи с этим она затребовала компенсацию и задержала судно до ее уплаты, хотя разрешила разгрузить его для дальнейшей транспортировки грузов.
Администрация канала потребовала более 900 миллионов долларов в качестве компенсации за спасательную операцию и другие убытки, которые позже были снижены до 550 миллионов долларов. После длительных переговоров между сторонами было достигнуто нераскрытое соглашение, и администрация объявила, что корабль будет освобожден в среду.
В путешествии до Роттердама (Нидерланды) Ever Given будут сопровождать два буксира.
Затор в Суэце
Контейнеровоз Ever Given длиной 400 метров и грузоподъемностью в 224 тысячи тонн, шел под флагом Панамы с грузом из Китая в голландский Роттердам. 23 марта он сел на мель на 151-м километре Суэцкого канала. Это привело к блокировке движения по каналу в обоих направлениях на шесть дней. После нескольких попыток судно удалось снять с мели 29 марта. К операции "по спасению" контейнеровоза привлекли более 15 буксиров. После восстановления навигации по каналу 29 марта последнее из 422 суден, ожидавших очереди из-за инцидента, прошло через него только 3 апреля.
Как предполагали аналитики, каждый день простоя Суэцкого канала может стоить мировой торговле от шести до десяти миллиардов долларов. На долю этого морского пути приходится около 12% морских грузоперевозок в мире. Так, по итогам 2020 года через Суэц прошло 1,17 миллиарда тонн грузов.
Азербайджан и Россия могут предложить альтернативу Суэцу
Инцидент с контейнеровозом Ever Given далеко не первый в истории Суэцкого канала – в 2017 году на мель сел японский контейнеровоз, который, впрочем, быстро удалось снять. Однако уже тогда гиганты логистики начали искать альтернативный Суэцкому каналу маршрут.
Первой альтернативой Суэцу всегда называется наземной маршрут - транспортный коридор "Север-Юг", проходящий через территорию Азербайджана. "Север-Юг" доставляет грузы из индийских портов до европейских рынков почти в три раза быстрее, чем по Суэцкому каналу. В качестве альтернативы Суэцу может стать также направление "Восток-Запад", в котором Бакинский международный порт сыграет роль логистического хаба, связав азиатских производителей с европейскими рынками.
Еще одной альтернативой Суэцкому маршруту может стать российский проект Северного морского пути (СМП), который проходит через Арктику. Данный маршрут грузоперевозок короче маршрута через Суэцкий канал почти в два раза и не имеет проблем с географической узкостью проходов, что позволяет крупным судам с легкостью преодолевать маршрут.
Несмотря на сезонность маршрута Северного морского пути, который используется только в летний сезон с мая по октябрь, логистические компании проявляют к нему немалый интерес. С 2013 года китайские контейнеровозы используют маршрут северных морей для доставки грузов в Европу. Например, в летний сезон контейнеровоз проделывает путь от китайских портов до Роттердама за 35 дней, вместо 48-дневного пути через Суэцкий канал.
Читайте также:
-
Как снимали с мели контейнеровоз, заблокировавший Суэцкий канал - видео
-
Куда мировой торговле податься от Суэцкого канала?
-
Суд по Ever Given: о чем спорят стороны