Саудовская Аравия в последние годы удивляет мировое сообщество совершенно не свойственными этому Королевству внешнеполитическими шагами. Изменения в международной политике Эр-Рияда многие связывают с именем наследного принца Королевства Мухаммеда ибн Салмана. Эти утверждения отчасти обоснованны, потому что именно тогда, когда Мухаммед ибн Салман начал играть в политике Саудовской Аравии важную роль, внешняя политика Королевство начала меняться в сторону многовекторности.
Произошло примирение между арабскими монархиями Персидского залива, что было бы невозможно без смягчения позиции Эр-Рияда. На следующей неделе ожидается визит министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу в Саудовскую Аравию, что само по себе говорит о гибкости во внешней политике Эр-Рияда.
Накануне же Саудовская Аравия подтвердила факт переговоров с Ираном в связи со снижением региональной напряженности. Это - очень серьезный шаг для саудитов. Ведь с Тегераном у Эр-Рияда были, мягко говоря, весьма сложные отношения. Конечно же о восстановлении дипломатических отношений между этими странами говорить еще рано, но уже появилась информация о том, что Королевство рассматривает возможность открыть в будущем посольство в Сирии.
О переговорах Эр-Рияда с Тегераном заявил агентству Reuters глава департамента планирования МИД королевства Раид Кримли. Сообщив, что стороны изучают способы снижения напряженности в регионе, он тем не менее не раскрыл подробности переговоров. Но, как сообщает Reuters со ссылкой на источники, речь на переговорах шла в основном о "ядерной сделке" и о ситуации в Йемене.
Насколько продуктивными будут контакты Эр-Рияда с Тегераном, трудно сказать, но факт проведения ирано-саудовских переговоров говорит о том, что стороны настроены если и не на сотрудничество, то хотя бы на налаживание отношений. Последние двадцать лет у Тегерана и Эр-Рияда были довольно непросты отношения. Саудитов не устраивало, что Иран расширил поле своего влияния и стал для них весьма беспокойным оппонентом.
Отношения были далеки от идеальных, а формальным поводом для разрыва дипломатических отношений стала в 2016 году казнь шиитского проповедника Нимра ан-Нимра. Сразу после того, как приговор был приведен в исполнение, разъяренная толпа в Иране разгромила дипломатическое представительство Саудовской Аравии. Несмотря на то, что виновники нападения были наказаны, арабские страны поддержали Эр-Рияд и обвинили Тегеран в разжигании вражды в регионе.
В те времена стороны обменивались довольно нелицеприятными высказывания в адрес друг друга. Отметим, что и Мухаммед ибн Салман также отметился резкими антииранскими заявлениями. Однако, в последнее время наследный принц неожиданно изменил свою риторику в отношении Ирана.
В одном из своих недавних интервью он заявил, что Эр-Рияд не хочет напряженных отношений с Тегераном и надеется на улаживание традиционных проблем с Ираном, какими являются ядерная программа и поддержка иранским режимом незаконных вооруженных формирований в неспокойных странах региона.
Почему так изменилась политика Эр-Рияда в отношении Ирана, или, вернее сказать, по какой причине саудиты хотят, чтобы эту перемену заметили в мире?
Думается, что все это связано с переменой настроений в Белом доме. Еще до того, как Джо Байден стал хозяином Овального кабинета, было известно, что его политика в отношении Ирана будет отличаться от курса, которым шел в то время президент США Дональд Трамп.
После того, как Байден стал президентом США, все идет к тому, что Вашингтон будет смягчать санкции против Ирана, а может и отменит их. И в таком случае Саудовской Аравии желательно быть в центре развивающихся событий. Эр-Риад обоснованно опасается, что после смягчения американской политики в отношении Ирана, Вашингтон начнет несколько по-другому оценивать соперничество Тегерана и Саудовской Аравии в регионе Ближнего Востока, особенно в таких странах, как Йемен, Ливан, Ирак, Сирия.
Очевидно, именно этими опасениями вызвана такая активность Эр-Рияда. Саудиты дают знать Вашингтону, что они ищут пути для разрядки напряженности в регионе и ради этого не чураются переговоров даже со своим давним недругом Ираном.