БАКУ, 20 мар — Sputnik, Шахпери Аббасова. Новруз - один из древнейших праздников, широко отмечается не только в Азербайджане, но у некоторых тюркских и в Иране. Праздник уходит своими корнями в глубокую древность, и не удивительно, что происхождение многих его традиций до сих пор вызывает споры и обсуждения.
Известный астролог Сабухи Рагимли рассказал в беседе Sputnik Азербайджан, что четыре праздничных вторника - чершембе - в преддверии наступления весеннего равноденствия связаны с древним учением зороастрийцев.
"Почему не праздничная суббота или воскресенье, а именно вторник? Порой ответить на многие вопросы не могут даже этнографы или фольклористы. А наши предки в своих рассуждениях и выводах опирались на научные принципы, учитывали астрономические показатели", - считает астролог.
В Авесте (сборник священных текстов зороастрийцев - ред.) говорится, что Бог создал мир, все было прекрасно, но злое божество Ахриман тайно напало на землю, продолжил Рагимли. Мир света пошатнулся, а в душе и сознании людей злой дух поселил семь отрицательных сущностей. Мир оказался на грани исчезновения, и увидев это, бог добра Ахура Мазда отправил на землю семь спасителей.
"В ночь со второго на третий день ангелы-хранители являлись людям. Они приходили спасать человечество, поэтому начиная с вечера второго дня, то есть со вторника, люди готовились к их появлению. Семь ангелов приходили до того, как солнце входило в знак Овна", - рассказал он.
Согласно верованиямй, в этот день нельзя лгать. По словам Рагимли, еще до 1970-х годов в некоторых селах Баку, в Лянкяранской зоне, селах Нахчывана, расположенных вдоль Араза, а также в Южном Азербайджане до наступления Новруза отмечали не четыре, а семь чершембе. При этом в некоторых селах Нахчывана эта традиция жива до сих пор.
Еще одна традиция Новруза - папаг атма (подбрасывание шапки к порогу), изначально носила совершенно иной смысл, утверждает астролог.
В старые времена люди не знали, как живет та или иная семья, поэтому подбрасывали шали к дверям. По тому, что из дома могли положить в эту шаль, и делали выводы о том, как живут люди. Бедняки клали в шаль кусок хлеба, богатые - много подарков. И тогда дары богатых клали перед дверьми бедных домов, чтобы таким образом каждый мог отпраздновать Новруз.
К сожалению, значение многих традиций и обычаев утеряны, многое поменяло смысл, посетовал Рагимли. К примеру, у нас нет традиции под названием "черный праздник": "Люди носят сладости на могилы, а там их едят черви и птицы. Лучше бы вместо этого раздавали их нуждающимся".
Комментируя вопрос о связи Новруза с религией, а точнее, звучащие порой утверждения о том, что "истинный мусульманин не должен праздновать Новруз", Рагимли отметил, что в той географической среде, где зарождался ислам, наступление весны не отмечалось: "Но это не значит, что мы должны забыть о наших древних традициях. Я и сам человек религиозный, как и вся наша семья. Но самый большой праздник для меня - это Новруз".