После того, как Джо Байден официально стал президентом США, многие, как в самой Америке, так и Европе, заговорили о возвращении США в русло своей традиционной политики. Сам новый хозяин Овального кабинета заявил, что его страна "готова вновь возглавить мир". Весьма спорное утверждение - Вашингтон, возможно, и готов это сделать, но как воспримет это весь остальной мир?
Во всяком случае, администрации Байдена нужно приложить много усилий, что вернуть себе доверие бывших союзников. И одним из самых важных вопросов в этом является реставрация ядерного соглашения с Ираном. Европейцы, как известно, были зримо недовольны тем, что бывший хозяин Белого дома Дональд Трамп сделал все возможное, чтобы этому соглашению пришел конец. Однако, после того, как стало понятно, что Джо Байден стал новым президентом США, в Евросоюзе начали рассчитывать на то, что он вернется к этому соглашению. Да и сам Байден не скрывал, что намерен это сделать. Это дало возможность Брюсселю выступить с обещаниями к Тегерану, призывая Иран не нагнетать обстановку по этому вопросу.
Отметим, что наверняка и в Тегеране с нетерпением ждали, когда произойдет смена хозяина Белого дома, так как несмотря на популистские заявления иранского руководства, санкции Дональда Трампа весьма чувствительно ударили по экономике этой страны. Более того, в связи с такой непримиримой позицией Трампа по вопросу "ядерной сделки" с Ираном, в этой стране произошли существенные перемены. Так называемые реформаторы, для которых "ядерная сделка" была самым главным их достижением, потеряли свою популярность среди населения и подверглись жесточайшей критике со стороны своих политических противников.
Консерваторы в Иране, основываясь на решениях Трампа, утверждали, что они предупреждали президента ИРИ Хасана Роухани и его команду о том, что верить Вашингтону нельзя, потому как "большой Сатана" все равно обманет, тем самым проявив свою дьявольскую сущность. Роухани и его команде, на это нечего было ответить, и они были буквально разгромлены на прошедших парламентских выборах. У Роухани, как известно, заканчивается вторая каденция, и на очередных президентских выборах в ИРИ, которые намечены на лето текущего года, очевидно, на посту президента его сменит представитель иранских консервативных сил.
Тегеран уже сейчас начал весьма жестко выступать против Вашингтона и не преминул во время переходного периода в США "побряцать оружием", проведя очередные военные учения. Иранские политики сделали ряд жёстких заявлений, общий смысл которых сводился к тому, что Иран свободен от всех своих обязательств по "ядерной сделке", со всеми вытекающими из этого обстоятельствами.
Хасан Роухани находится в сложном положении. С одной стороны, Трамп уничтожил "ядерную сделку" и тем самым нанес чувствительный удар по экономике, что в конце концов привело к поражению иранских реформаторов. И Роухани, учитывая политическую обстановку в стране, должен клеймить "большого Сатану". А с другой стороны, Роухани надеется, что до конца его президентского срока Байден все же пойдет на реанимацию "ядерной сделки", и этот факт сыграет на руку Роухани и его последователей.
Это может действенно помочь иранским реформаторам на будущих парламентских выборах. Поэтому Роухани, клеймя "тирана Трампа" и утверждая, что его "максимальное давление" на Иран полностью провалилось, тем не менее заявляет, что ныне мяч на стороне США. Роухани утверждает, что если Вашингтон вернется к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД), то есть к "ядерной сделке", подписанной в 2015 году пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН и Германией, то Иран тоже полностью выполнит взятые на себя обязательства.
В этом заявлении Роухани слышится призыв к Байдену как можно скорее решить эту проблему. Если этот вопрос будет урегулирован еще при Роухани, то, возможно, последний лелеет надежду на то, что на президентских выборах в Иране у кандидата от реформаторов появится хоть какой-то шанс. Скорее всего надежды Роухани иллюзорны. Думается. что администрация Байдена не будет форсировать решение этого вопроса. Да и иранские консерваторы сделают все возможное, чтобы решение вопроса о "ядерной сделке" не произошло во время правления президента Хасана Роухани.
По всей видимости им не придется прикладывать большие усилия, так как недавно кандидат на пост госсекретаря США Энтони Блинкен во время выступления в сенатском комитете по иностранным делам заявил, что возвращение США в "ядерную сделку" не будет быстрым.
По словам Блинкена можно понять, что в этом вопросе администрация Байдена будет добиваться долгосрочного и более эффективного соглашения. Думается, что новая администрация намеревается извлечь из этого соглашения больших выгод, прежде всего для Вашингтона. Однако, при этом стало понятно, что Байден и его команда все же за диалог с Тегераном.
Но и Иран понимает, что Вашингтон в сложившихся условиях постарается изменить параметры "ядерной сделки" в свою пользу. Именно этим объясняется тот факт, что за последние дни из Тегерана звучат жесткие заявления против намерений США и подчеркивается, что главным условием выполнения обязательств по СВПД является отмена антииранских санкций, и без этого "ядерная сделка" Ирану не нужна.
Новой администрации Белого дома сейчас не до Ирана. Джо Байден должен решить многие внутренние вопросы, которые больше всего интересуют его избирателей. Однако нужно учитывать и то, что нынешние американо-иранские отношения являются наследием Дональда Трампа, и, вероятнее всего, во внешней политике Байдена они будут занимать первоочередное место. Тем не менее, ждать быстрого решение этого вопроса было бы наивно. Вашингтон четко указал, что по проблеме "ядерной сделки" он не намерен торопиться.