«Первое и самое главное: необходимо признать тот факт, что теперь вот такой образ жизни и есть моя жизнь, ее новая форма. Не стоит относиться к происходящему как к временному явлению и, сцепив зубы, терпеть и ждать, когда это все закончится. Необходимо провести внутреннюю работу и понять: теперь мы живем так. Другими словами, нужно искать способы так жить, а не способы такое терпеть.
Первостепенной задачей становится необходимость наладить коммуникацию членов семьи, а не вопросы самообразования и развития. Если разложить на две задачи — качество совместного и уединенного времяпровождения.
Далее необходимо создать новый коллектив. Новый коллектив — это новые правила. Взрослые решают, какие обязанности по дому они берут на себя. И для всех членов семьи устанавливается новый режим бытовых действий: что и когда кто делает, опираясь на способности и возможности каждого. Желательно, чтобы в этом режиме присутствовала система поощрения. При этом особенно младших членов семьи необходимо не просто оповестить — теперь ты выносишь мусор, — а сначала научить это делать. То есть собирается семья, распределяются обязанности, но не протокольно, а в игровой веселой форме и с учетом пожеланий членов семьи. Идет обсуждение, и взрослые принимают окончательное взвешенное решение. И если дочка теперь моет посуду, то надо ее научить, как правильно это делать, и сперва помогать ей, показывать и рассказывать.
Очень важный момент — совместное времяпрепровождение. Чтобы буквально не сойти друг от друга с ума, надо научиться правильно проводить время вместе. Тут тоже необходимо четко проговорить и даже утвердить график, согласно которому у каждого члена семьи будет время для общих дел и для своих личных. Если раньше мы уединялись в каком-то другом месте, например, мама ходила в салон красоты по пятницам, а папа — играть в футбол с друзьями в субботу, то теперь все проводят свое личное время дома, и это тоже надо озвучить: у каждого должно остаться право на уединение. Например, мама с двух до трех спит, а по четвергам с трех до пяти — читает.
Совместное времяпрепровождение — это не только какое-то общее полезное действие, но и совместное ничегонеделание, причем тоже в определенное время. Назначьте день и часы, когда все члены семьи, как тюлени, валяются и упоенно бездельничают.
Важно, чтобы каждый в семье чувствовал: его личные интересы и увлечения одобряемы всеми. Можно выделить время для каждого: например, день или вечер, посвященный музыке, которую слушает младший сын. Можно даже построить весь сценарий дня на том, чем живет каждый из членов семьи. Например, сегодня мы живем по папиному расписанию, а завтра — по сценарию мамы, в выходные — по детским. И тогда возникает ощущение свободы.
Конечно, было бы здорово уделить время саморазвитию. Но прежде всего я бы рекомендовала любые практики и техники, которые повышают стрессоустойчивость. Это может быть дыхательная гимнастика, мантры, боевые искусства. И отдельно прослушивание лекций мастеров, которым вы можете доверять: например, Садхгуру или еще кого-то, чьи речи, тексты вводят вас в состояние умиротворения. Если вас индийские гуру не успокаивают, то, возможно, вам поможет велотренажер. В любом случае, прежде чем нагружать себя практиками саморазвития, сначала надо научиться дышать, успокаиваться. И в этом помогут телесные практики. То есть нагрузки тела должны превалировать над интеллектуальными. Если вы пытаетесь сразу нагрузить интеллект, это только усилит стресс. И в совместном, и в индивидуальном времяпрепровождении должно быть больше двигательных активностей. Например, игры: изобрази животное, танцы, устройте лабиринт из стульев и столов, попробуйте домашний кукольный театр. С подростками интересно осваивать сценические и актерские техники. И взрослые здесь не просто руководители, а полноценные участники всех игр и практик. Это все поможет развить эмоциональный и телесный интеллект, значительно снизит стресс. И следует помнить, что младшие члены семьи повторяют за старшими. Если что-то не нравится в их поведении, ищите ошибки в своем собственном — и меняйтесь сами.
Бонус: простые практики
Игра на развитие эмпатии
Выберите одно простое чувство, например удивление. Сядьте в круг. Теперь каждый из членов семьи будет продолжать фразу, называя от трех по пяти вариантов развития событий: «Я удивлюсь, если…», а дальше, например, «…если приду, а дома вымыта посуда», «…если мама не отругает за тройку», «…если увижу, что младший не выучил урок». С одной стороны, такая игра раскрывает многое, что происходит в семье, с другой — обучает чувству. Другой положительный эффект — это юмор. И, конечно, много открытий. А основное — развитие эмоционального интеллекта и эмпатии, что очень важно в совместном проживании, чтобы не зависеть друг от друга, а подстраиваться друг под друга, принимая и понимая.
Дыхательное упражнение, повышающее стрессоустойчивость
Самая простая дыхательная практика — на счет два к четырем. Очень важно поддерживать правильное дыхание. Правильно, это когда вдох в два раза короче, чем выдох. Так задумано природой. Считайте: раз-два — вдох, раз-два-три-четыре — выдох. Темп, ритм индивидуальны, главное — сохранять пропорцию. В момент стресса такая практика может быть скорой помощью, поэтому следите за своим дыханием, тренируйте его в «мирное время».
Правило тридцати секунд
Если что-то случилось, и вы готовы выдать резкую, отрицательную или бурную положительную реакцию, выдавайте. Но при условии: я сделаю это через тридцать секунд. В эти тридцать секунд можно, например, подышать на счет. Через полминуты вы либо передумаете, либо дадите другую реакцию, но в любом случае успеете успокоиться, а реакция смягчится.
Правило четырех десяток
На фоне совместного проживания активизируются все проблемы семьи, поэтому возникают не только ежедневные стрессовые ситуации бытового порядка, но и остро встают большие вопросы. Если нужно принять важное решение, используйте практику четырех десяток. Итак, у вас есть несколько путей решения. Рассмотрите каждый из вариантов, задавая себе вопросы:
- Что я буду чувствовать, когда это случится вот так, через 10 минут?
- Как я буду это воспринимать?
- Как я буду относиться к этому?
- Что я буду думать в связи с этим?
А потом все эти же вопросы задайте себе, но увеличьте срок:
- Что я буду чувствовать через 10 дней?
- А через 10 месяцев?
- И наконец: а через 10 лет?
Это не «скорая помощь», но важная практика, которая дает нам почувствовать почву под ногами и осознать реальную ценность вещей и событий.