С началом учебного года в средних школах и высших учебных заведениях вопрос о форме проведения занятий превратился в самую актуальную проблему. Частично среднюю школу посещают ученики средних классов, но даже они должны некоторые дни недели подключаться к занятиям в режиме онлайн. Студенты вообще занимаются на расстоянии с помощью смартфонов и планшетов.
Не могут понять, что такое FİN
Казалось бы, что сложного? Открыл специальную программу, подключился к занятиям, сиди и слушай, попивая чай. Но сложности все же имеются. В целом народ оказался не готовым к тому, что надо переходить к жизни в онлайн. Для некоторых родителей регистрация в виртуальной школе стала настоящей головной болью.
Хотя там довольно простая схема: требуется FİN (персональный идентификационный код с удостоверения личности), дата рождения ребенка, электронная почта и мобильный телефон. Тем не менее, освоить даже такую простую преграду не всем по плечу. При том, что на самом сайте есть и инструкция в формате PDF, и видеографика с озвучкой. Посмотрел и сделал, как говорится, но получается не у всех.
Технологии развиваются, но знания многих родителей остаются на уровне средней школы 80-90-х годов прошлого столетия. Поэтому и не могут понять, что такое FİN и как его найти на удостоверении личности. Именно эту проблему бурно обсуждают в группах родители, страдающие отсутствием знаний по части регистрации.
Дети не получают полноценного образования
С другой стороны, система несколько раз давала сбой. Это было связано с тем, что одновременно десятки тысяч родителей пытались пробиться на сервер виртуальной школы, неоднократно совершая ошибки. Много запросов, и системе трудно справиться с решением этой задачи. Невнимательность также может привести к неудаче. Скажем, настало время поменять удостоверение личности, но забывают, а в результате бесплодно пытаются зарегистрироваться в системе с помощью недействительного документа.
Сама система также имеет некоторые погрешности. Из-за этого иногда какие-то школьники так и не могут получить доступ к своим аккаунтам. Обращаются, им обещают исправить погрешность, но пока идут разборки, дети не получают полноценного образования. Особенно никто не готовился к предстоящему учебному году. Только сейчас стали проявляться те трудности, которые ежедневно создают для родителей головную боль.
Кроме проблем объективного характера, в быту превалируют субъективные сложности, решать которые не получается за один раз. Скажем, нет приличного интернета. Какая-то связь, конечно, имеется, но регионы страны, пригородные поселки вокруг Баку никак не могут решать текущие задачи по части онлайн-образования. Один-два мегабита скорости фактически не позволяют детям нормально участвовать в занятиях. Интернет то есть, то его нет.
Телефонные линии не приспособлены для передачи интернет-сигнала
В приватной беседе один из мастеров АТС признался, что телефонные линии абсолютно не приспособлены для передачи интернета. Техникам приходится постоянно ремонтировать линии, менять детали, все время что-то выходит из строя. Постоянно нужно обновлять провода. А ведь у большинства жителей страны имеется именно ADSL-интернет, передаваемый по телефонной "лапше". В лучшем случае можно получить скорость не более четырех мегабитов. Да и проблемы периодически будут появляться.
Три мегабита – это средняя скорость интернета по Азербайджану. А средний показатель по миру 11 мегабитов, значит, мы отстаем от средних мировых показателей в 3,5 раза. Некоторым соседям по региону уступаем в десятки раз. В России, например, скорость мобильного и проводного интернета превышает 50 мегабитов. В крупных городах в квартиры поступает интернет скоростью в 150-500 мегабитов. В Грузии средняя скорость проводного интернета превышает семь мегабитов в секунду. И штрафуют тех провайдеров, которые намеренно снижают скорость интернета. Даже Иран, который традиционно выделялся низкими показателями по части скорости интернет-соединения, уже опережает Азербайджан.
Понятное дело, что большая часть детей в регионах просто-напросто лишена возможности заниматься онлайн. У них даже нет одного мегабита.
Оборудования у школьников в большинстве случаев нет
Кроме проблем с интернетом, у многих детей отсутствуют необходимые девайсы. Своего гаджета у школьников в большинстве случаев нет, а сидеть на мамином смартфоне по три-четыре часа не получается. Купить в магазине планшет или смартфон дороговато, а заказать из-за рубежа сложно из-за новых правил, ограничивающих стоимость товаров, доставляемых в страну через онлайн-торговлю. Тут нужно и лимит не превысить, и зарегистрироваться в нескольких магазинах и карго-компаниях, и скачать новое приложение таможенной службы. Как люди без должного образования и нужных навыков смогут преодолеть эти преграды? Если даже зарегистрироваться в системе виртуальной школы не получается.
Также трудно заставить школьников усидеть перед экранами планшета несколько часов, они постоянно отвлекаются, ведь учителя рядом нет, а тут то сестренка подбежит, то братишка что-то предложит, и занятия отойдут на задний план.
Часть студентов вообще игнорирует онлайн-занятия, включили программу и отложили гаджет куда-нибудь, занимаясь другими делами. Слушать скучные лекции не хочется, устаревшие знания порой никому не нужны. Они с трудом сидели в аудиториях вуза, и как тут можно не отвлекаться на другие занятия, более увлекательные.
Госпрограмма могла бы смягчить урон среднему образованию
Вопрос "что делать" волнует всех. И родители, и соответствующие госучреждения думают над решением этих проблем. Если СМИ утверждают, что с коронавирусом придется жить долго, значит, нужно готовиться. Техническую безграмотность ликвидировать за год-два не получится, а вот обеспечить интернетом и дешевыми девайсами можно. Население давно ждет хорошего интернета, особенно регионы.
Нужно достать из архивов старые проекты по интернетизации Азербайджана. Как минимум 10 мегабитов для глухих деревень, 30 мегабитов для районных центров и 100 мегабитов для крупных городов. А опыт обеспечения оборудованием у нас также имеется. Помнится, лет 8-10 назад была госпрограмма, по которой десятки тысяч учителей приобрели на льготных условиях компьютеры и ноутбуки с лицензионной операционной системой и офисными программами. Причем даже в самых дальних регионах сельские учителя смогли получить приличные компьютеры. В нынешней ситуации нужно подумать и о программе льготной продажи смартфонов или планшетов школьникам из регионов. Схожая госпрограмма могла бы хотя бы смягчить удар пандемии по среднему образованию.