Новости

Карикатура, нарисованная пустоголовым человеком, приводит к катастрофе - Байрам Гаджизаде

© Sputnik / Emin AlisahibОдно из произведений Байрама Гаджизаде
Одно из произведений Байрама Гаджизаде - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Художники, некогда печатавшиеся в самых популярных изданиях, теперь творят только для себя и небольшой аудитории, говорит председатель Союза художников-карикатуристов Азербайджана.

БАКУ, 23 авг — Sputnik, Зарина Оруджалиева. Карикатуры, которые некогда воодушевляли людей и заставляли их смеяться над изъянами чиновников, сегодня уходят в небытие, и профессия карикатурист может пополнить список вымирающих. О том, почему так происходит, Sputnik Азербайджан побеседовал с известным художником, председателем Союза художников-карикатуристов Азербайджана Байрамом Гаджизаде.

Картины, как средство выражения отношения к происходящим событиям и порицания негатива, появились с момента зарождения человечества. Однако в последние годы, с исчезновением печатных изданий на азербайджанском рынке, СМИ стали отказываться от услуг карикатуристов, рассказал Гаджизаде.

© Sputnik / Emin AlisahibПродседатель Союза художников карикатуристов Азербайджана, искусствовед и профессор Байрам Гаджизаде
Карикатура, нарисованная пустоголовым человеком, приводит к катастрофе - Байрам Гаджизаде - Sputnik Азербайджан
Продседатель Союза художников карикатуристов Азербайджана, искусствовед и профессор Байрам Гаджизаде

Карикатура, по его словам, забывается не только как жанр искусства - о ней, увы, забывают и средства массовой информации. А ведь она во все времена была частью прессы, сетует художник.

Журнал Молла Насреддин - Sputnik Азербайджан
У карикатуристов появится свой музей в Баку

История сатиры так же стара, как и само человечество, но особое признание незамысловатые изображения с юмором получили в XIX веке. Фактически, карикатура берет начало с 1830 года, когда во Франции начал печататься сатирический журнал Charlie Hebdo - "Еженедельник Чарли".

"Еще 150-200 лет назад карикатура была более актуальна, нежели сейчас. В те времена люди, здороваясь, интересовались друг у друга, видели ли они последние зарисовки "груши". Этим фруктом в те времена называли короля Франции Луи Филиппа I из-за формы его головы, напоминающей грущу. "Король-груша" - так звали его французы в последние годы правления. Каждый номер журнала молниеносно раскупался и пользовался большим успехом. Там была критика, а местами даже оскорбления", - вспоминает Гаджизаде.

У карикатуры, по мнению художника, есть своя миссия - показать пороки общества, и раньше она с этой миссией прекрасно справлялась.

В конце 19-го на территории Царской России, а в начале 20-го - современного Азербайджана, карикатура продолжала сохранять свою актуальность. Тогда не было других средств для развлечения людей. Если живопись и скульптура интересовали небольшой круг аристократии, карикатура была искусством для масс. Люди с нетерпением ждали каждый номер журналов карикатур.

© Sputnik / Emin AlisahibОдно из произведений Байрама Гаджизаде
Карикатура, нарисованная пустоголовым человеком, приводит к катастрофе - Байрам Гаджизаде - Sputnik Азербайджан
Одно из произведений Байрама Гаджизаде

Начало издания в Азербайджане в начале XX века сатирического журнала "Молла Насреддин" стало своего рода взрывом. А в Иране, странах Центральной Азии и вовсе с изобразительным искусством познакомились посредством карикатур. Сатирические журналы передавались там из рук в руки.

Достучаться до людей: новое поколение карикатуристов Азербайджана  - Sputnik Азербайджан
Видео
Достучаться до людей: новое поколение карикатуристов Азербайджана - видео

До 1920 года только в Баку печатались свыше 20 сатирических журналов, что можно сравнить только с показателями стран Европы. Это говорит об уровне сознания, интеллекта местного населения, убежден художник.

Уже в советское время в Баку начал печататься не менее популярный сатирический журнал "Кирпи" (Ёж).

"Сегодня люди перестали покупать и читать журналы. Интернет вытеснил телевидение, газеты, журналы и даже театры. Однако карикатура, как жанр искусства, всегда будет жить, просто изменятся формы ее подачи", - говорит Гаджизаде.

Вместе с тем, по мнению художника, нельзя сказать, что Азербайджан в результате глобализации потерял карикатуристов.

"Я бы не сказал, что мы их потеряли. Во все упомянутые мною времена карикатуристов было немного - всего 5-10 человек. В советское время, именуемое "золотым веком карикатуры", в Азербайджане художников, рисовавших карикатуры, было не более 15 человек. Лишь немногие художники обращались к этому жанру живописи. Это очень специфическая сфера. Тут недостаточно просто увидеть и нарисовать картинку. Человек должен обладать рядом особенностей - политической грамотностью, хорошим зрением, фантазией, внутренней цензурой, умением не переходить грань при критике", - рассказал он.

Многие азербайджанские художники пытались рисовать карикатуры, но не у всех это получилось, отметил Гаджизаде.

Сегодня карикатуристы отдалились от прессы, но они продолжают творить у себя дома, ведь человек, который действительно любит творить, никогда не бросит искусство.

© Sputnik / Emin AlisahibОдно из произведений Байрама Гаджизаде
Карикатура, нарисованная пустоголовым человеком, приводит к катастрофе - Байрам Гаджизаде - Sputnik Азербайджан
Одно из произведений Байрама Гаджизаде

Другое дело, что карикатура больше не является источником прибыли, да она, по признанию Гаджизаде, никогда ею и не была.

Немецкий тренер Ливерпуля Юрген Клопп - Sputnik Азербайджан
Спорт
Известный карикатурист высмеял тренера "Ливерпуля", раскритиковавшего Баку

У Союза художников-карикатуристов Азербайджана сегодня есть свой сайт, где выставляются новые работы, публикуются новости мира карикатуристов.

Гаджизаде отметил, что с 2006 года возглавляет Союз, и никогда не слышал, чтобы в Азербайджане кто-то подвергался давлению из-за нарисованной карикатуры.

"У нас существует свобода печати. Вы посмотрите - на любом сайте публикуют, что попало: это позор и бесстыдство. А что должен нарисовать бедный художник, чтобы подвергнуться давлению?" - говорит он.

Приход случайных людей в любую профессию - это опасно, убежден Гаджизаде.

"Это мое субъективное мнение, но карикатурой должен заниматься человек образованный, с богатым внутренним миром, патриот. Лишь в таком случае он может стать истинным карикатуристом. Если карикатурой начнут заниматься проходимцы, это будет своего рода пятном на этом виде искусства. Ведь только человек, духовно богатый, видит грань между критикой и оскорблением. А карикатура, нарисованная пустоголовым, неуправляемым человеком, приводит к катастрофе", - считает художник.

В качестве примера он привел карикатурный скандал, произошедший в Иране в 2006 году. Тогда в детском выпуске "Кудек" ("Младенец") газеты "Иран" была опубликована карикатура, высмеивающая азербайджанцев, изображенных в виде тараканов. Миллионы азербайджанцев в знак протеста вышли на улицы.

Гаджизаде напомнил также о террористическом акте в редакции Charlie Hebdo в январе 2015 года, когда боевики застрелили 12 художников. Это стало результатом того самого бесстыдства, когда карикатуристы осквернили веру, религиозные убеждения миллионов человек.

"Карикатура может быть заказной, служащей интересам определенного лица, партии, государства. Точно так же, как можно подкупить журналы и газеты, к сожалению, могут подкупить и карикатуристов", - считает Гаджизаде.

Самого художника, по его словам, раздражают карикатуры, нарисованная на тему национальности, оскорбляющие целые нации.

Вид на район Буда в Будапеште - Sputnik Азербайджан
В Азербайджане ищут последователей художника, писавшего портреты аристократов

"Зарисовки про чиновников-коррупционеров - это слишком мелко. Есть более глобальные темы, такие как терроризм, экология, война, торговля людьми, свобода слова, нарушение прав человека. Тут карикатуристы должны демонстрировать более твердую позицию", - считает он.

Закат сатирической прессы вовсе не означает, что карикатура, как вид искусства, полностью исчезла: во многих странах, в том числе в Азербайджане, проводятся выставки, конкурсы. Азербайджанские карикатуристы участвуют в значимых мировых конкурсах и получают награды.

Гаджизаде отметил, что в Азербайджане в настоящее время есть около десяти художников-карикатуристов, постоянно работающих над собой, участвующих в конкурсах. Явер Асадов, по его мнению, из их числа.

"Он всю свою жизнь посвятил карикатуре и рисует по сей день. Он публиковался в газете "Коммунист", журнале "Кирпи". Или Адыль Гулиев - мой учитель. Он жил в Израиле, скончался недавно. До конца своих дней он рисовал карикатуры. Эти люди ничего не заработали. Эту профессию надо любить, служить ей. Но если ты думаешь лишь о том, как заработать, в карикатуре тебе делать нечего", - говорит Гаджизаде.

© Sputnik / Emin AlisahibОдно из произведений Байрама Гаджизаде
Карикатура, нарисованная пустоголовым человеком, приводит к катастрофе - Байрам Гаджизаде - Sputnik Азербайджан
Одно из произведений Байрама Гаджизаде

Художник признался, что в период карантина, введенного в Азербайджане для борьбы с коронавирусом, ничего не рисовал.

Мастер-резчик по дереву Низами Аббасов - Sputnik Азербайджан
Мастер из Гянджи, чей талант украсил мечети в Германии, свои работы не продает

"У меня просто руки не поднимались. Но до этого, в преддверии своей последней выставки, я работал достаточно упорно. В 2018-2019 году прошли несколько выставок моих работ", - сказал он.

Художник говорит, что никогда не создавал провокационных карикатур.

"Как говорят про меня мои коллеги, "в работах Байрама Гаджизаде присутствуют любовь, толерантность, уважение к другим". В мои творениях вы не увидите радикализма. Скорее, они носят просветительский характер, подают сигнал "SOS". У каждого художника своя философия. Он должен помнить о том, что его работы увидит молодежь, дети, студенты. Они должны почерпнуть в них что-то такое, что поможет им исправить свои изъяны, начать работать над собой. Эти посылы должны быть не только у карикатуристов, но также педагогов, особенно у журналистов", - считает художник.

По мнению Гаджизаде, немногие художники закрываются у себя в мастерской - таких в истории человечества очень мало. Их называют фанатиками, но это не фанатизм, это любовь к работе.

"Такие люди категорически не работают на заказ. Они изображают на холсте свои мысли. В тот момент, когда художник возьмет холст и задумается над тем, за сколько продаст картину, искусство перестает существовать для него", - убежден он.

Лента новостей
0