БАКУ, 18 авг — Sputnik, Ильхам Мустафа. Есть в мире люди, посвятившие себя большому искусству, которые никогда не стремятся к славе. Такие постоянно совершенствуют свои навыки, развиваются и думают о том, как бы создать новые произведения. А все свои творения любят как собственных детей и никогда не продают даже за большие деньги.
Проживающий в Гяндже мастер-резчик по дереву, художник Низами Аббасов тоже из таких творцов. Корреспондент Sputnik Азербайджан смог побеседовать с 66-летним мастером.
Аббасов рассказал, что пришел к этому благодаря своему учителю начальных классов.
"Это был очень нервный человек, и нередко он наказывал ребят ударами палки из гранатового дерева. Во втором классе я нарисовал на него карикатуру. Ноги изобразил кривыми и уродливыми. Он увидел и узнал себя. Вот тогда он поднял свою палку, чтобы ударить, но не сделал этого", — рассказал мастер.
Тот учитель на перемене подозвал парнишку к себе, продолжил Низами Аббасов, сказал, что у него талант и порекомендовал учиться живописи: "Он сам переговорил с родителями. И с тех пор я начал посещать кружок рисования. С этого и началось".
После окончания техникума живописи в Гяндже Аббасов долго проработал военным художником, и за образцовую работу в 1982 году был отправлен в Германскую Демократическую Республику, где пробыл до объединения Германии.
Снова Аббасов отправился в Германию в 1996 году, чтобы обучиться секретам декоративного искусства. Именно в этой области он продолжает работать и сегодня.
Росписи и узоры двух самых больших мечетей в Германии – мечетей Абдулгадира Гейлани и шаха Сулеймана — связывают с его именем.
Сегодня художник, вернувшийся на родину семь лет назад, продолжает свое дело в мастерской, под которую выделил часть своего дома.
Он рассказал о том, как создает свои произведения. В первую очередь мастер выбирает тему и строит композицию. Для этого он читает соответствующую литературу, а потом образы, возникающие в воображении, воплощает в эскизах.
После переноса изображения на пни или ветки начинается другой ответственный этап работы, резьба. И таким образом после многих дней работы пень или кусок древесины превращается в завершенный образец мастерства. Затем пора покрыть работу лаком и она готова.
Народная артистка СССР: мы с Муслимом скрывались в Баку от постоянного разглядывания >>
Как рассказывает мастер, чтобы создать совершенное произведение искусства, у него порой уходит от нескольких месяцев до двух лет.
Аббасов подчеркивает, что художник должен постоянно работать над собой и не копировать предшественников. По его словам, к работе он приступает только лишь после того, как определит характер своего образа, персонажа.
Одной из лучших работ художника является композиция на входной двери в дом. Дверь из белой сосны, а на каждой из ее сторон вырезаны сюжеты произведений великого Низами.
По рассказам Аббасова, только на подготовку эскизов миниатюры понадобилось полгода, а полностью работа была завершена лишь по истечении двух лет. Сегодня художник работает над миниатюрой о жизни правителя Гянджи Джавад хана.
Несмотря на то, что ему приходится тратить массу времени и сил на завершение каждого произведения из дерева, художник ни разу не задумывался об их продаже. А ведь ему не раз предлагали большие деньги.
А на вопросы увидевших его работы о том, почему до сих пор ему не присвоено какое-либо почетное звание, он скромно отвечает: "Я никогда не стремился к этому".
Как заявляет Аббасов, каждая из сторон двери с резьбой ценнее научной работы народного художника, а на жизнь ему хватает пенсии и того, что он заработает с огорода.
"Мне говорят, что если бы продал свои работы, уже бы давно разбогател. Стараюсь всем объяснить, что мне деньги не важны. Если начну работать ради денег, то искусство мое умрет, и я не смогу продолжать", — говорит мастер.
По его мнению, как только творческая натура начнет гнаться за выгодой, искусство умирает: "Так мастер превращается в дельца".
Низами Аббасов отметил, что он предпочитает провести персональную выставку, представить все свои работы людям, и только лишь потом задуматься об их продаже.