БАКУ, 20 фев — Sputnik, Александра Зуева. Первый этап переговоров России и Турции по сирийскому Идлибу состоялся на минувшей неделе в Анкаре, второй – в Москве, в понедельник и вторник. Подробности переговоров не разглашаются. Однако известно, что договориться сторонам так и не удалось.
Москва рассчитывает на сбалансированную политику Баку - эксперт >>
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая в среду перед членами правящей Партии справедливости и развития, заявил, что Анкара готова начать военную операцию в Идлибе.
Помощник президента России Дмитрий Песков, в свою очередь, заметил, что Москву перестало удовлетворять исполнение сочинских соглашений с Турцией по Сирии после наступления боевиков в Идлибе.
"Россия не выдвигала новых требований к Турции по Идлибу на переговорах в Москве, нужно выполнять имеющийся сочинский меморандум", - подчеркнул он.
О том, почему ссорятся Москва и Анкара, и куда страсти по Идлибу могут завести стороны, Sputnik Азербайджан поинтересовался у экспертов.
Ситуация вокруг Идлиба грозит глобальной катастрофой
Мнение о том, что, несмотря на имеющиеся сочинские договоренности, у Турции по Сирии имеются свои далеко идущие планы, выразил эксперт по вопросам безопасности Евгений Михайлов.
Анкара, кроме создания зоны безопасности у своих границ, преследует еще и цель расширить свое влияние в регионе. И в этом контексте усиление позиций Башара Асада в планы Турции явно не входит, полагает эксперт.
Что же до позиции России, то ее в данной ситуации, по мнению собеседника Sputnik Азербайджан, не устраивает как раз то, что Идлиб в какой-то момент может стать детонатором нового крупного очага военных действий на Ближнем Востоке.
"Москва не столько поддерживает Асада, сколько занимается восстановлением полномасштабного мира по всему театру ближневосточных боевых действий, предотвращая тем самым приближение боевиков как к своим границам, так и границам союзников по ОДКБ", - заметил он.
В случае, если и при личной встрече президентов Владимира Путина и Реджепа Эрдогана договоренность не будет достигнута, ситуация в Идлибе может стать непредсказуемой и способной кардинально изменить сложившийся статус-кво после, казалось бы, почти полного освобождения Сирии от исламистских террористических группировок, считает Михайлов.
Политолог: стратегический интерес толкает Турцию и Россию к компромиссу >>
Идлиб, по мнению эксперта, является последним оплотом боевиков и его необходимо брать под контроль правительственных войск Асада. Однако Турция в таком развитии событий не заинтересована. Она требует от российской стороны выполнения сочинских договоренностей, при этом не выполняя свою часть соглашения.
Собеседник Sputnik Азербайджан не исключил, что в случае дипломатических неудач могут разгореться полномасштабные боевые действия между Сирией и Турцией. Причем, по его мнению, в конфликт может быть втянута российская военная авиация, которая помогает Асаду взять под контроль всю территорию Сирии.
"Но пока этого не случилось, хочется верить, что стороны все же смогут договориться, так как последствия непродуманных шагов могут привести к глобальной катастрофе с участием уже иных стран, доселе не участвовавших в сирийском конфликте", - заключил Михайлов.
Развалить Сирию уже не получится
В свою очередь, независимый эксперт Владислав Исаев отметил, что причина, по которой Россия и Турция не могут сейчас договориться между собой по Идлибу, заключается в том, что формирования, которые Эрдоган взял под свое крыло, не вполне ему подконтрольны. Так сложилось в силу личных амбиций командиров, их связей с различными спецслужбами, и многочисленности этих групп, считает он.
"Именно поэтому Эрдоган не смог обеспечить соблюдение подписанных ими договоренностей ни по прекращению огня, ни по контролю над стратегически важным шоссе, ни по прорывам боевиков на сопредельные территории", - считает эксперт.
Можно подписать какие угодно соглашения, но для обуздания этих группировок турецкой стороне пришлось бы самой вступить с ними в боевые действия, то есть таскать каштаны из огня для Асада и рубить сук, на котором они сидят, поскольку замирение лишает смысла их пребывание на территории Сирии, пояснил собеседник Sputnik Азербайджан.
Турецкий лидер, по мнению Исаева, сегодня находится в очень сложной ситуации – уступки с его стороны могут вызвать недовольство части электората, настроенной весьма радикально и грезящей возрождением Османской империи. Кроме этого, негативное развитие ситуации сыграет на руку его противникам-кемалистам, которые неоднократно заявляли об осуждении сирийской авантюры, отметил эксперт.
"Возможно, между Путиным и Эрдоганом будет достигнута какая-то негласная договоренность, которая позволит смягчить противоречия, но это довольно сложно", - полагает он.
Хотя турецкое руководство понимает, что развалить Сирию, как грезилось некогда, уже не получится, выходить из игры Анкара тоже опасается: и потому, что боится потерять лицо, и потому, что не хочет усиления курдов у своих границ, и из опасения, что беженцы-туркоманы после возвращения Асадом контроля над территорией тоже окажутся в Турции, осложнив и без того непростую экономическую ситуацию, объяснил собеседник Sputnik Азербайджан.
При этом Исаев предположил, что Эрдоган может захотеть получить какие-то гарантии того, что последние две угрозы не реализуются, а также возможность представить ситуацию как свой дипломатический успех.
Что же до полномасштабных военных действий между Турцией и войсками Асада, то в них, если таковые будут, по мнению эксперта, очень быстро может быть втянута и Россия, так как сирийцам будет сложно противостоять турецкой армии. А это уже будет означать сильный удар по экономической ситуации в Турции.
"Есть надежда, что Эрдоган понимает необходимость компромисса, но еще вопрос, проникнутся ли ей турецкие военные и местные боевики, которые, вероятно, сейчас будут пытаться столкнуть турецкие и сирийские войска", - заключил эксперт.
Будет ли что согласовывать к моменту встречи с Путиным
Эксперт Российского совета по международным делам (РСДМ) Кирилл Семенов и вовсе выразил желание абстрагироваться от сочинского меморандума, так как, по его мнению, дело не в нем, а в позиции России, которая заключается в том, что зона деэскалации Идлиба должна полностью перейти под контроль сил Асада.
Задача Турции – сохранить как можно больше территорий под контролем оппозиции. Такой расклад увеличивает роль оппозиции в мирном процессе, укрепляет ее позиции. И делает ее слово более значимым и весомым, считает эксперт.
"Сам же сочинский же меморандум – это документ, официальное содержание которого никто не читал и поэтому каждый трактует как ему удобно. Особенно если учесть, что положения, прописанные в нем, как я понимаю, это позволяют", - подчеркнул он.
Что же до встречи личной Путина и Эрдогана по Идлибу, то собеседник Sputnik Азербайджан предложил для начала ее дождаться. По его мнению, до этой встречи в Идлибе все может измениться.
В данной ситуации, по мнению Семенова, все зависит от того, насколько Анкара будет решительна в попытках пресечь дальнейшее продвижение сил Асада в зоне деэскалации, и чем она готова пожертвовать, чтобы в итоге выйти на какие-то договоренности с Москвой.
"А то ведь может случиться так, что к моменту встречи Эрдогана с Путиным Анкаре в Идлибе нечего будет согласовывать – все займет Асад", - заметил он.
Москва сейчас пытается предложить какие-то схемы. В том числе, она уже не ставит вопрос ребром о том, что весь Идлиб должен достаться Асаду. Какую-то полоску они уже согласны оставить за Турцией. Но пока эти предложения Анкару не устраивают и, возможно, ей удастся выторговать что-то еще, полагает эксперт.
Ожидаются масштабные операции – политолог о ситуации в Идлибе >>
Если говорить о полноценной войне между Анкарой и Дамаском, то она, по мнению собеседника Sputnik Азербайджан, конечно же, возможна. Но и в этом случае все зависит от готовности и решительности Турции. Дамаск может продолжить наступление, даже попытаться пройти через турецкие позиции, и тогда возникает угроза столкновения. Тогда мы и поймем, смогут ли турки оказать ему противодействие", - заключил Семенов.
Будут ли турки настаивать на выводе сирийских войск
Согласен с Семеновым в вопросе сочинского меморандума и востоковед, директор Центра изучения новой Турции (ЦИНоТ) Юрий Мавашев. Он также выразил желание взглянуть на официальный текст сочинского документа, который никто из востоковедов не видел, чтобы понять, что же все-таки является предметом договоренностей, на которые российская и турецкая стороны смотрят по-разному.
В тоже время для востоковеда очевидно то, что Турция не смогла размежевать боевиков и умеренную оппозицию. Однако, по его словам, для Анкары в данной ситуации большей проблемой являются атаки со стороны сил Асада.
"Эти атаки привели к тому, что, по оценкам ООН, около 700 тысяч сирийцев стали временно перемещенными лицами и в Турции соответственно уже находятся четыре-пять миллионов сирийцев. Поэтому Анкара считает, именно удары сирийской армии и привели к срыву сочинского меморандума", - подчеркнул он, добавив, что еще большее значение в данной ситуации придается гибели от удара армии Асада 14 турецких граждан.
Кроме этого, по словам собеседника Sputnik Азербайджан, надо понимать, что турки еще и не хотят терять инициативу. Все это время они шли тем путем, что им указывали Россия и Иран. И теперь, когда они взяли инициативу в свои руки, очень не хотят ее утратить. Именно поэтому Турция в ближайшее время не станет выводить из Идлиба свой контингент.
Естественно, что сейчас в этой игре растут ставки. Турции очень важно не потерять Идлиб – зону, с помощью которой можно контролировать Восточное Средиземноморье. Для нее это стратегически важное место с точки зрения тех ресурсов, которые там все время обнаруживаются. И возможно поэтому они сейчас будут прикладывать усилия, чтобы как-то размежевать боевиков и умеренную оппозицию, полагает Мавашев.
Главный оплот террористов в Сирии взят под контроль - видео >>
Договориться же, по мнению востоковеда, стороны не могут, потому что ключевой момент заключается в отведении сирийских правительственных сил за территорию наблюдательных пунктов, которые войсками Асада сейчас окружены.
"Но если сирийская правительственная армия сейчас отойдет, то получается, что все ее успехи нивелируются. Им придется отступить из ряда важных пунктов", - заметил он.
Собеседник Sputnik Азербайджан также отметил, что его пугает скорость, с которой российско-турецкое партнерство перерастает в напряжение. Он уверен, в этой ситуации сторонам очень важно не переходить некие "красные линии".
Что же до полноценной войны между Дамаском и Анкарой, то ее, по мнению Мавашева, ожидать не стоит. Он не сомневается, турки не уйдут с тех территорий, которые они уже заняли. И весь вопрос заключается в том, будут ли они настаивать на выводе сирийских войск за зону наблюдательных пунктов.
Суть вопроса
В соответствии с договоренностью, достигнутой в мае 2017 года представителями России, Ирана и Турции в Сочи, в Сирии были созданы четыре зоны деэскалации. Территория трех из них в 2018 году перешла под контроль Дамаска. Четвертая зона, расположенная в провинции Идлиб и частях соседних провинций Латакия, Хама и Алеппо, по-прежнему неподвластна правительству республики. При этом большая ее часть захвачена террористами из запрещенной "Джебхат ан-Нусры". В сентябре 2018 года Россия и Турция договорились о создании демилитаризованной зоны в Идлибе, где находятся более десятка разных формирований.
Ливия и отношения РФ с Турцией: как нам удалось не поссориться? >>
В связи с ежедневными обстрелами террористами жилых кварталов Алеппо, в результате которых погибли десятки мирных граждан, 26 января сирийская армия начала наступление на западе города. На фоне эскалации Анкара и некоторые ее партнеры обвиняют Дамаск в ударах по гуманитарным объектам и турецким военным. Правительство Сирии не раз заявляло, что причина нестабильности в регионе — действия террористов.