"Догнать и перегнать Сингапур по уровню искусственного интеллекта" - вот девиз стратегического развития страны. Такие плакаты нужно развесить перед кабинетами всех ответственных за сферу информационных технологий.
"Умная" бумага и художественная литература: чем привлекает книжная ярмарка в Баку >>
Азербайджан занял 64-е место в глобальном индексе искусственного интеллекта, по данным Oxford Insights. Наша страна опережает по этому показателю ближайших соседей – Грузию (76-е место), Армению (81-е место) и Иран (72-е место). В первой же тройке расположились Сингапур, Германия и Великобритания. Ожидается, что к 2030 году вклад искусственного интеллекта в мировую экономику составит примерно 15 триллионов долларов.
Что светит научному сотруднику в каком-нибудь НИИ?
На самом деле удивительно, что страна вообще занимает какие-то довольно положительные позиции в этом индексе. Ведь особого применения искусственного интеллекта (ИИ) в экономике Азербайджана не замечается. Для развития этого направления нужны особые условия, так сказать, цифровая среда.
О том, что мы сильно отстаем по уровню развития цифровой экономики, многие эксперты говорят давно. Тут нужны комплексные меры. Должна развиваться фундаментальная наука, в частности, математика, программирование. Ведь все разработки по искусственному интеллекту ведутся благодаря фундаментальным исследованиям в области математики. Но это, как бы сказать, теоретические исследования.
Надо признать, что уровень преподавания математики в стране сильно упал. Быть ученым не очень престижно, талантливые дети особо не жаждут заниматься высшей математикой, а идут учиться по таким направлениям, как маркетинг, цифровой маркетинг, PR, управление бизнесом и соцмедиа. И работу найти проще, во всех офисах требуются работники по этим специальностям. А что светит научному сотруднику в НИИ? Ничего. Если повезет, то можно получить грант от какой-нибудь международной организации. И то, если повезет.
Ученики и ученицы девятых классов полностью провалили куррикулум по математике
Проведенные в этом году экзамены по математике среди учеников девятых классов средних школ выявили не очень радужную картину. Знания и умения учеников были практически на нуле. Всего десять процентов экзаменуемых смогли проявить свои возможности. Ровно половина девятиклассников вернули экзаменационные листы в чистом виде на первом этапе.
В Азербайджане издательства обязали делиться продукцией с библиотеками >>
Удивительно, но показатели некоторых районных школ намного превосходили результаты даже ведущих бакинских школ. Ученики и ученицы девятых классов полностью провалили куррикулум по математике. Все эти факты были отмечены в научно-статистическом анализе Государственного экзаменационного центра (ГЭЦ) Азербайджана.
Причины до банальности просты. Во-первых, в этом году впервые была опробована система открытых вопросов. И привыкшие к тестам школьники не смогли дать правильные ответы или даже не постарались этого сделать. По идее, на вопрос "сколько будет дважды два" нормальный ученик должен ответить "четыре". Но привыкшему к тестам школьнику нужны варианты типа "4, 6, 8, 10", из которых он попытается вычислить правильный ответ.
Информатика приравнивается к урокам труда, физкультуры, пения
Значит, математиков мирового уровня у нас в ближайшем будущем не ожидается. А без них нет каких-либо исследований в области искусственного интеллекта. И дело не только в математике. Ведь кроме математиков, нужны программисты. Возможность себя реализовать в этой области серьезно привлекает молодежь. Математику они осваивают сами, без посторонней помощи. Но обеспечить массовый приток программистов в цифровую экономику так же трудно по причине проблем образования.
Уровень преподавания информатики в стране все еще остается низким. Обычные общеобразовательные школы плохо обеспечены компьютерами и широкополосным интернетом. Где-то что-то есть, но в целом информатика приравнивается к урокам труда, физкультуры, пения. Нет высококлассных преподавателей по этому предмету.
Чему может научить ребенка учитель информатики, если он сам с трудом отличает одни программы от других. Порой дети знают о компьютере больше, нежели преподаватель. Иногда компьютерные классы в школах просто-напросто закрыты на замок, а техника безнадежно устарела. Такое отношение просто убивает всякое желание заниматься программированием всерьез.
Минобразования расширило сеть классов для одаренных детей >>
Но если все же школьник решил посвятить свою жизнь информационным технологиям (IT), то экзамен он должен сдавать не по информатике и программированию, а по химии, физике и математике. Поэтому в образовании увлеченного IT ученика получается огромная дыра: чтобы поступить, надо учить химию, которая в принципе никогда ему не пригодится. Важность высоких технологий в стране еще не до конца осознают.
Эстонские IT-специалисты высоко котируются на мировом рынке
А вот, скажем, в Эстонии понимают, что программирование – это основа современной жизни. Этот предмет преподается там в средней школе. Именно поэтому эстонские ИТ-специалисты высоко котируются на мировом рынке. То же самое происходит в Индии и Пакистане, где десятки тысяч молодых людей подключаются к процессу изучения информатики уже в начальных классах. Во всех крупных мировых компаниях можно обнаружить пакистанцев или индийцев, решающих колоссальные задачи в области IT.
Нехватка кадров в области прогрессивных технологий, нежелание идти в ногу со временем зачастую тормозят развитие в Азербайджане цифровой экономики и внедрение искусственного интеллекта. А ведь цифровая экономика может изменить в лучшую сторону и работу государственных структур, и сферу финансов, и работу городских хозяйств. Используя новейшие технологии, можно развивать любой бизнес и улучшить качество предоставляемых услуг.
Проще установить очередной банкомат по приему кредитных денег
Где в основном используется искусственный интеллект в Азербайджане? Наверно, в Azercosmos и в Государственной нефтяной компании АР (SOCAR). Банки еще не особо стараются внедрять искусственный интеллект. Проще установить очередной банкомат по приему кредитных денег, нежели создать эффективные возможности для работы с клиентами. Зайдя в любой, даже самый продвинутый банк, мы сталкиваемся с огромными очередями. А ведь половину проблем можно было бы решить на расстоянии, но у многих банков даже нет цифровой системы записи для очереди на определенное время. Пока старая схема работает в полную силу, поэтому никто не жаждет что-либо менять.
Жители Баку смогут отслеживать автобусные маршруты с мобильников >>
А ведь искусственный интеллект можно даже применить в решении такого банального вопроса, как улучшение качества производства медиапродукции. Многие азербайджанские сайты допускают ошибки в новостях по причине спешки. Все торопятся как можно быстрее выложить горящую новость. Но ведь можно подключить управление сайтом к уже имеющимся в интернете системам искусственного интеллекта. В итоге погрешностей станет в разы меньше. Тут нужна работа программиста среднего звена. Но никто особо над этим не задумывается.
Монополист в сфере искусственного интеллекта "станет властелином мира"
Во всем мире понимают значимость цифровой экономики и искусственного интеллекта. Президент России Владимир Путин на одном из совещаний, посвященных теме искусственного интеллекта, заметил, что монополист в этой сфере "станет властелином мира". Уже более 30 стран утвердили свои стратегии в области развития искусственного интеллекта. Все государства сейчас борются за повышение эффективности, за рост своей экономики.
Есть еще один фактор, который тормозит развитие ИИ в Азербайджане. Это невозможность работать с большими объемами данных. Искусственному интеллекту нужны большие дата-базы, только в этом случае он может анализировать и давать соответствующие оценки ситуации. А работа по сбору больших данных в Азербайджане ведется из рук вон плохо. Много сведений все еще находится в бумажном формате, а имеющиеся цифровые данные не подходят из-за плохой структурированности.
Отставание в области цифровой экономики и искусственного интеллекта на самом деле представляет угрозу информационной безопасности, целостного существования государства.
Азербайджан - первый в регионе по развитию искусственного интеллекта >>
Конечно, на фоне Грузии, Армении и Ирана наши показатели по искусственному интеллекту находятся на приличном уровне, но кто знает, сколь долго это преимущество сохранится?