БАКУ, 7 авг — Sputnik, Александра Зуева. Если Лазуритовый коридор заработает в полную силу, Азербайджан будет получать прибыль от него, просто используя свое выгодное транзитное положение, сказал Sputnik Азербайджан руководитель аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин.
Торжественное открытие отрезка железной дороги в афганской провинции Фарьяб, которая была сооружена при поддержке правительства Туркменистана, а также закладка строительства новой ветви Акина-Андхой состоялись 25 июля. В ходе церемонии руководители транспортных и промышленных ведомств Туркменистана и Афганистана подчеркнули, в том числе, и значение транзитно-транспортного коридора Лазурит (Афганистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция).
Стороны сошлись во мнении, что эффективное задействование трансконтинентального коридора положительно отразится на наращивании партнерства между странами-участницами данного проекта, будет способствовать расширению продуктивных контактов на большом геоэкономическом пространстве.
Лазуритовый коридор, в целом, нацелен на то, чтобы встроиться в региональные и глобальные транспортные проекты, такие как "Один пояс – один путь", "Север-Юг" и прочие, и, таким образом, связать регион, зажатый внутри континента, с мировыми рынками, отметил Притчин.
"В то же время по Лазуритовому коридору больше вопросов, чем ответов. И самый главный вопрос – что будут возить по этому транспортному маршруту? Так как, экономика Афганистана не так много производит и потребляет", - сказал он.
Если взглянуть на "Один пояс – один путь", то это логически выстроенный проект, нацеленный на то, чтобы доставлять китайские товары в европейские страны. А в обратную сторону идут продукты, которые нужны Китаю – сельхозпродукция и энергоресурсы. В случае же с Афганистаном и Туркменистаном – это все большой вопрос: что именно можно там провозить и какова будет реальная характеристика того товаропотока, который там будет использоваться, пока не ясно, подчеркнул эксперт.
Не менее важным является и вопрос безопасности. Причем тут вопрос даже не в физической или военной безопасности. Дело в том, что между Таджикистаном и Туркменистаном регулярно возникают проблемы с транзитом, связанные с политическими трениями, а это само по себе влияет на надежность маршрута с точки зрения инвесторов и тех бизнесменов, которые планируют его использовать, считает собеседник Sputnik Азербайджан.
Кроме этого, надо понимать, что это долгосрочный проект, в его инфраструктуру были вложены значительные инвестиции, и чтобы их вернуть, должен быть очень большой товаропоток. В противном случае, странам придется выставлять довольно высокие платежи, что, естественно, будет оказывать негативное влияние, отметил Притчин.
"Отдельно, стоит обратить внимание и на вопрос глобальной безопасности. Все мы знаем, что ситуация в Афганистане не совсем стабильная, и гарантировать безопасность даже небольшого маршрута по относительно предсказуемым и стабильным регионам, таким как Южный Кавказ, не означает, что в перспективе этот маршрут так же будет безопасен, как и сегодня", - заметил эксперт.
Для Азербайджана же как транзитного государства, который находится в очень важном геостратегическом регионе Евразии, любой проходящий через него транспортный проект несет в себе плюсы, причем с минимумом затрат и потерь. Инфраструктура в самом регионе есть, и здесь вопрос лишь в том, как себя ведут внешние игроки, отметил он.
Став транспортным центром региона, Азербайджан начал поиск грузов >>
Иногда Азербайджан через кредиты выступает инвестором и содействует, таким образом, использованию своего транзитного потенциала, как это было с Баку-Тбилиси-Карс и "Север-Юг". Так что, если Лазуритовый коридор заработает в полную силу, Азербайджан будет получать прибыль, просто используя свое выгодное транзитное положение, заключил собеседник Sputnik Азербайджан.