Ольга Сухаревская, магистр внешней политики, правовед – для Sputnik
Большинство граждан Грузии считает происходящие в стране массовые беспорядки исключительно внутриполитическим процессом. При этом Генеральная прокуратура страны уже обвинила оппозицию в попытке организации государственного переворота, и такое обвинение имеет под собой глубокую геополитическую подоплеку. Нынешние события могут оказать негативное влияние не только на жизнь грузинского общества, но и испортить отношения Грузии с целым рядом государств.
Битва за Евразию
Далеко не секрет, что внутренними проблемами стран всегда пытаются воспользоваться внешние игроки. Протесты "Единого национального движения" и примкнувших к ним других оппозиционных групп однозначно имеют внешнеполитическую поддержку.
Постоянная политическая турбулентность, с которой сталкивается Грузия с начала 90-х годов прошлого столетия, во многом обусловлена важным геостратегическим положением страны. Так, Грузия не только связывает Черное и Каспийское моря, но также является важным транспортным путем из Ирана через Армению в Россию, логистическим коридором на Ближний Восток, в Сирию и Ирак.
Именно через Грузию проходят такие важные артерии, как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс-Эдирне, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, а также газопровод из России в Армению, являющуюся членом ОДКБ и Евразийского союза.
То есть транзитное положение грузинского государства позволяет в определенной степени осуществлять контроль за транспортными потоками, движениями грузов и энергообеспечением Евразии.
Естественно, такие стратегические возможности не могут не использовать США, для которых Грузия, по сути, стала главным оплотом в регионе. Об этом откровенно говорил госсекретарь США Майк Помпео, призывавший Тбилиси избегать "влияния России и Китая, которые, хотя и позиционируют себя как друзья Грузии, но не являются проводниками ее интересов". США, надо полагать, являются.
Транзит, железная дорога, энергетика – нужны ли они Тбилиси?
Напомню, что за несколько лет политической стабильности Грузии удалось наладить отношения с соседними странами и получить ряд выгодных преимуществ. Речь не только и не столько в ставшем уже притчей во языцех российском туризме и поставках северному соседу вин и минеральных вод.
Подписан договор о свободной торговле с Китаем, товарооборот с которым уже достиг одного миллиарда долларов за год.
В интересах Грузии развивать маршруты в рамках мегапроекта "Один пояс – один путь". И хотя Тбилиси делает ставку прежде всего на маршрут через Турцию и порты Черного моря, данный путь транзита не является оптимальным из-за наличия нескольких паромных переправ. Поднебесная заинтересована в Грузии и является одним из ведущих инвесторов в стране.
В то же время в последние годы стали более четкими перспективы участия Грузии в проекте транспортного коридора "Север – Юг". Грузы могут поступать в порты Поти и Батуми из Ирана через территорию Армении, в том числе через новую автомагистраль, которую можно связать по знаменитой Военно-Грузинской дороге и с Россией.
В свою очередь, Баку, Анкара и Москва планируют строительство второго железнодорожного пути на участке Ахалкалаки-Карс. Проект интересен тем, что позволит увеличить грузопоток по магистрали Баку-Тбилиси-Карс, поскольку в настоящее время путь фактически простаивает.
После открытия в октябре 2017 года по нему было перевезено около 184 тысяч тонн грузов при пропускном потенциале в 6,5 миллиона тонн в год. Азербайджан и Турция посредством подключения к проекту России хотят сделать его коммерчески успешным.
В сотрудничестве с Россией открываются и перспективы восстановления транскавказского железнодорожного сообщения. Речь идет о привлечении швейцарской компании SGS к мониторингу грузов, которые будут проходить по железной дороге в Россию и Грузию, что позволит разблокировать остановившееся сообщение между странами и осуществлять транзит грузов из Армении, Ирана, Азербайджана, Турции и Индии.
Однако, как только дело продвинулось к практической реализации, "Единое национальное движение" обвинило власти Грузии в предательстве.
Это еще не все. В марте 2019 года состоялось заседание руководителей АО "СО ЕЭС", филиала ПАО "ФСК ЕЭС" – МЭС Юга и АО "Грузинская государственная электросистема", в ходе которого обсуждались вопросы замыкания Закавказского электрического кольца и создания Энергетического коридора "Север – Юг" между энергосистемами России, Грузии, Армении и Ирана, а также обеспечение параллельной работы энергосистем России и Грузии.
Обеспечение единой евразийской энергетической политики и наращивание кооперации по глобальному управлению в сфере энергетики является одним из приоритетов Китая и России. В бесперебойном и стабильном обеспечении энергоресурсами также заинтересована и Европа. А бедной ресурсами Грузии кольцо способно дать гарантию энергетической безопасности.
Но как только сотрудничество с соседями по самым разным направлениям стало набирать обороты, тут-то и возникла "внутренняя турбулентность".
И "Один пояс – один путь", и коридор "Север-Юг", о запуске которого планируется объявить на августовском саммите Ирана, Азербайджана и России, будут функционировать в любом случае. Войдет ли Грузия в общеконтинентальные процессы сотрудничества или станет своего рода "камешком в ботинке" у соседей, продвигая исключительно интересы США, зависит от понимания грузинским народом роли своей страны и самостоятельного выбора дальнейшей судьбы. Что важнее для нации - защищать собственные интересы или служить чужим?