Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
Народный артист Азербайджана, семикратный обладатель премии зрительских симпатий "Апофигей", актер Азербайджанского государственного академического русского драматического театра Сафа Мирзагасанов 27 июня отмечает 60-летие. В преддверии своего юбилея актер дал интервью Sputnik Азербайджан и рассказал о себе и творчестве.
- Как вы собираетесь отметить свой юбилей?
- Мой юбилей театр будет отмечать осенью - в конце ноября - замечательной комедией Валерия Мухарьямова "День сюрпризов". Это очень смешная комедия, которая, я надеюсь, понравится зрителю. Ставит спектакль мой любимый Александр Шаровский. Считаю, что актер, которому исполняется 60 лет, должен порадовать зрителя и сделать так, чтобы он посмеялся. Смех продлевает жизнь не только публике, но и актерам.
Отмечу, что в этом году я отмечаю два юбилея – свое шестидесятилетие, а также сорок лет творческой деятельности. Ровно 40 лет назад - в декабре 1979 года, еще во время учебы на третьем курсе, меня пригласили в этот театр сыграть в сказке. С тех пор у меня одна запись в трудовой книжке.
- Вы сами предложили для юбилея пьесу Валерия Мухарьямова?
- Нет, это мне предложили. Прочел пьесу, мне она очень понравилась, и я дал свое согласие.
- Всегда ли соглашаетесь с выбором режиссера?
- Бывают иногда творческие разногласия, но в основном соглашаюсь с режиссером. Если он – умный и у него есть свое видение, то режиссер предложит это так, что ты вынужден будешь согласиться и в своей органике все это воплотить на сцене. Пока что у меня конфликтных ситуаций с режиссерами за сорок лет не было.
- Дни рождения любите отмечать?
- Да, конечно, всегда отмечаю вместе со своими родными и близкими. Не думаю, что слово "люблю" здесь подходит. Я даже с юмором говорю, что принимаю соболезнования по поводу 60-летия, потому что, оглядываясь назад и вспоминая всю свою жизнь, понимаю, как это все быстро пролетело. Внутри себя не чувствую, что прожил большую половину жизни и мне 60 лет. Но как поется в песне из фильма Эльдара Рязанова "Служебный роман" – "Дождь ли, снег - любое время года надо благодарно принимать". Я живу по этому принципу. Не думаю о годах. В душе мне 30 лет.
- Всю свою жизнь вы посвятили театру, неужели никогда не жалели о выборе профессии?
- Нет. Если бы мне задали вопрос, как бы я начал жизнь сначала? Я бы ответил: так же. Я этого хотел с детства, мечтал об этом. По сути моя жизнь была очень интересной – играл множество ролей, которые вспоминаю иногда с ностальгией. Не могу сказать, что театр был ко мне несправедлив. Считаю, моя жизнь в театре прошла очень хорошо.
- Многие актеры утверждают, что каждая сыгранная ими роль меняет в них что-то. Есть ли образ, после "примерки" которого вы в себе почувствовали какие-то изменения?
- Ни одна из моих ролей меня не изменила, каким был, таким и остался. Считаю, что актер должен уметь делать все. В наше время немного ушло определение амплуа. У меня были разные роли – героические, острохарактерные, драматические, комедийные. Очень спокойно перешел на возрастные и сейчас играю пап. Актер на сцене должен играть, а в жизни должен оставаться обыкновенным простым человеком.
- Почему ушло определение амплуа?
- Амплуа в советское время было таким: если ты высокий, красивый, немножко холодноватый, значит, ты – герой. Есть характерные актеры, а есть артисты – чисто герои, которых играть сложнее. Сейчас ушло определение амплуа, то есть можно играть и то, и другое, если у тебя есть талант.
- Почему, в отличие от вас, многие актеры старшего поколения не хотят поддерживать молодых коллег?
- Я с этим не согласен. Не только я один поддерживаю их, но и многие мои коллеги. Выходить на сцену хочется с талантливыми людьми, и в каждом человеке хочется найти этот талант, нащупать его. У кого-то он на поверхности, а у кого-то это очень глубоко и его надо вытянуть. Я всегда поддерживаю молодежь, потому что она у нас потрясающая. Очень многих из них люблю, дружу. По-моему, они мне за это благодарны.
Азербайджанец, побывавший в Чернобыле: выставка из зоны отчуждения >>
- А вас в свое время также поддерживали?
- Да. Мне очень повезло. Когда я пришел в театр, здесь были изумительные актеры, цвет русской драмы, память о которых останется на века. К сожалению, все они уже покинули этот мир и смотрят на нас сверху. Мне довелось играть с Верой Карловной Ширье, Рахиль Соломоновной Гинзбург, Анатолием Соломоновичем Фальковичем и другими. Они были просто замечательные и великие актеры.
- В этом году зрители увидели вас не только на театральной сцене, но и в фильме "Гайнана-2018", где вы снялись вместе с народной артисткой Флорой Керимовой. Как съемочной команде удалось добиться вашего согласия?
- Продюсер настоял на том, чтобы мы встретились. Он меня долго уговаривал. Я долго сомневался и не соглашался. Но мне позвонил мой друг, наш директор Адалет Гаджиев, и уговорил. Я дал свое согласие.
Счастлив, что меня судьба в этом фильме столкнула с легендарной певицей, народной артисткой Азербайджана Флорой Керимовой. В ее песни я был влюблен с детства. Она оказалась изумительным человеком. Мы с ней много беседовали, общались - это самые теплые воспоминания о фильме. В остальном – "без комментариев".
- Почему же у вас с кино-то не получилось?
- Я снялся в нескольких фильмах. В советское время молодые актеры должны были выбрать - или театр, или кино. У меня дома в архиве лежит масса изумительных кинопроб, многие из которых я проходил. Ко мне очень хорошо относились не только театральные режиссеры, но и кинорежиссеры.
Занятость в театре не давала возможность сниматься. Стоял вопрос - или то, или это. Я всегда выбирал театр. А когда человек часто отказывается, в результате его перестают приглашать. После фильма "Гайнана-2018" меня приглашали в сериалы, художественные фильмы. В основном на роли олигархов, но я очень технично и деликатно отклонял эти предложения.
У меня есть фильм "Подвал". Я его очень люблю. Это было в 90-е годы, и я был совсем молодым. Сыграл 22-летнего парня, хотя мне было 30 лет. У меня были потрясающие партнёры- Расим Балаев, Яшар Нури, Эллина Исмайлова, Фарман Абдуллаев.
- А преподаванием никогда не хотелось заняться?
- Когда-то очень давно, где-то в середине 90-х годов наш дорогой Фуад Поладов предложил мне быть у него ассистентом в вузе, но я отказался. Считаю, что во мне нет педагогического дара. Если ко мне обратятся, то я могу объяснить, но сам никогда не буду навязывать свое мнение. Я – актер. Каждый должен заниматься своим делом.
Азербайджанка сорвала овации на Star of Asia в Казахстане >>
- В последнее время во многих театрах стал популярен жанр абсурда. Как вы думаете, насколько он интересен азербайджанской публике?
- Точно поставленный абсурд будет интересен. Если в спектакле есть малейшее отклонение, и вдруг в какую-то секунду зрителю стало неинтересно, значит не получилось. Я не очень люблю этот жанр. Но в начале 90-х годов у нас в театре шел спектакль Кобо Абэ "Призраки среди нас". Я играл в нем главную роль Кейске Фукагавы. Зрителю вроде было интересно, а мне было сложно. К этому надо привыкнуть. Не могу сказать, что воспринял этот жанр, но у меня в душе что-то потеплело. Сейчас стараюсь не смотреть и не комментировать.
- У каждого актера есть роль-мечта. Какую роль вы хотели исполнить, но уже не сможете сыграть?
- В молодости хотелось сыграть Хлестакова, Чацкого, также, чтобы в моем репертуарном листе было много Шекспира. Обычно актеры не рассказывают о своей мечте, потому что это может не случиться. На сегодняшний день я просто стараюсь, чтобы все, что мне предлагают и то, что я буду воплощать на этой сцене, нравилось зрителю.
Давайте не будем говорить о мечте! Я думаю, что у меня все впереди, и я не раз еще порадую бакинского зрителя новыми ролями. Очень на это надеюсь!