Талыб Бархудаев, Sputnik Азербайджан
Неделя кибербезопасности в Баку включала Региональный форум по интернет-управлению, конкурс Хэкатон на лучшее решение по выявлению вмешательств, семинар по облачным технологиям и другие мероприятия. Однако путь к элите высоких технологий (IT) зачастую начинается с простых компьютерных игр. О том, что такое киберспорт, как стать киберспортсменом, о достижениях азербайджанских энтузиастов компьютерных игр, а также почему полезно в них играть и чего не хватает азербайджанским киберспортивным командам, в интервью Sputnik Азербайджан рассказал президент Федерации киберспорта республики (AzKIF) Рамиль Алиев.
- Начнем с начала. Что же такое киберспорт – спорт, развлечение или бизнес?
- Если говорить глобально, то киберспорт – это всё перечисленное и гораздо большее. Когда простое развлечение перерастает свои рамки, начинает организовываться, подчиняться определенным правилам и соответствовать установленным критериям, учитывая определенные взаимоотношения между участниками – оно превращается в спорт.
"Умные" часы могут спасти жизнь >>
Вышесказанное относится и к киберспорту, плюс к нему добавляется непременный атрибут – видеоигры. Спорт – даже по своему определению, это не только возможность сравнить физическую подготовку людей по различным направлениям, но и интеллект. Киберспорт, на мой взгляд, соединяет эти виды подготовки.
- Зачем это нужно и кому? Чтобы быть здоровым и сильным, рекомендуется заниматься какими-то силовыми видами спорта, плаванием. Есть, конечно, еще и шахматы. Наверно, Вы скажете, что киберспорт это что-то наподобие шахмат?
- Вы знаете, если кто-то находит себя в чем-то – то, в первую очередь, это нужно самому человеку. Для многих компьютерные игры – это просто развлечение, для кого-то они становятся хобби. Помимо простого времяпрепровождения, компьютерные игры способствуют серьезному увлечению современными информационно-коммуникационными технологиями, их разностороннему и глубокому изучению. За эти годы мы видели, как из среды игроков вырастали отличные IT-специалисты, системные администраторы, дизайнеры, разработчики программного обеспечения.
Кроме вышеперечисленных групп игроков, есть относительно малочисленная, как, впрочем, и в остальных видах спорта группа – это профессиональные киберспортсмены. В ряде стран киберспорт уже признан в качестве официального вида спорта и чрезвычайно популярен в оставшихся. Есть серьезные планы о международном признании киберспорта в качестве спорта как такового, и включении его в качестве официального вида состязания на Олимпийских играх.
Эксперт: хакеры все больше интересуются Азербайджаном >>
- Полагаю, в Азербайджане немало найдется тех, кто, как говорится, любит резаться в игры на приставках или компе. И все же, с чего возникла идея создать Федерацию киберспорта? Что сделали за прошедший период, а в частности, за минувший год, какие планы на будущее?
- Конечно же, Федерация возникла не с нуля. Учитывая число вовлеченных людей и сложности с коммуникацией в тот период, было принято решение о создании общественного объединения Национальная ассоциация компьютерных игр, которая занялась прежде всего содействием развитию коммуникации между игроками и разрозненными на тот момент игровыми сообществами, что позволило проводить все более крупные турниры. Позднее, заручившись поддержкой в лице министерства молодежи и спорта, Ассоциация стала проводить Национальный чемпионат по компьютерным играм.
Уже позднее, завоевав определенное место на международной арене, Ассоциация стала учредителем Федерации киберспорта Азербайджана. Это позволило республике стать членом Международной федерации киберспорта (International e-Sport Federation). Хочу отметить, что наша страна стала первой в регионе и второй на постсоветском пространстве, добившейся этого.
На данный момент могу отметить, что некоторые игровые сообщества стали во многом самоуправляемыми, что и было одной из наших главных целей. Со своей стороны, мы оказываем этим сообществам максимальную поддержку - в рамках наших возможностей.
Азербайджан торопит Китай: проект суперинформационной магистрали не ждет >>
Говоря о достижениях в целом, в первую очередь хотелось бы отметить проведение в Азербайджане в 2014 году шестого Чемпионата мира по компьютерному спорту, в котором приняли участие более 300 представителей из 33 стран, соревновавшихся в пяти игровых дисциплинах, открытых для участия как мужчин, так и женщин. Плюс еще две дисциплины были открыты для участия только женщин. Такое число дисциплин до сих остается своеобразным рекордом данного турнира.
Подводя итоги прошлого года и говоря о крупных мероприятиях, отметим, конечно же, уже традиционный Национальный чемпионат Азербайджана по компьютерным играм, проводимый совместно с Минмолодежи и спорта. Также стоит упомянуть организованный в рамках Недели инноваций совместно с министерством транспорта, связи и высоких технологий Baku Open Cyber Cup. Отмечу уже второй по счету Red Bull Son Chаmpion DOTA 2, а так же ряд других мероприятий. Помимо этого, ожидаем их проведение и в нынешнем году.
- В любом деле для развития нужна подготовка и тренировка, особенно если речь идет о спорте, пусть даже таком непривычном. Как у нас готовятся киберспортсмены?
- Как вы верно отметили, киберспортсмены, как и традиционные спортсмены, должны тренироваться. И если игроки в одиночных соревновательных дисциплинах в какой-то мере могут это делать на дому, то командным игрокам для максимального раскрытия потенциала желательно тренироваться совместно. Достаточно долгий период федерация работает над созданием собственной тренировочной базы. Но это сложный процесс, который требует существенных вложений со стороны частных инвесторов, поиск которых пока затягивается.
Эксперт о перспективах развития ИКТ: у Азербайджана классный потенциал >>
- На первый взгляд может показаться, что игровая консоль или компьютер с подключением к интернету – все, что нужно для сетевых игр. Однако уверен, что не все так просто. Так что нужно, чтобы стать киберспортсменом?
- Ну почему же, в целом вы правы. В первую очередь у вас должен быть либо игровой компьютер, либо приставка. Обыгрывая друзей, соперников, совершенствуясь, получая признание – вы будете расти все больше в профессиональном и карьерном плане. Этого можно добиться, упорно тренируясь, участвуя в различных соревнованиях и завоевывая путевки на турниры рангом выше. Олимпийский девиз, рецепт, если хотите – "Citius, Altius, Fortius!" – "Быстрее, Выше, Сильнее!" - применим и в данном случае.
- В традиционном спорте Азербайджан не так силен в командных видах спорта, а вот в единоборствах имеет немало достижений. Если провести аналогии с дисциплинами в киберспорте - в чем сильны наши игроки и чего им не хватает, чтобы прогреметь на весь киберспортивный мир?
- Может быть это прозвучит банально, но энтузиазм – только половина дела. Как и в традиционных видах спорта, важнейшее значение имеет финансирование. В мировом киберспорте сложилась такая практика, при которой в команды вкладываются частные компании, заинтересованные в продвижении своего бренда, используют киберспорт как маркетинговый инструмент, либо просто зарабатывая вместе с командой.
При этом вполне заурядными являются зарплаты командных игроков в две-три тысячи долларов, колеблясь в районе 10 тысяч уже у более-менее состоявшихся игроков. Именно эти суммы позволяют профессионалам не отвлекаться на бытовые нужды и полностью сосредоточиться на игре, на тренировках и побороться за фантастические призовые в несколько миллионов, а то и десятков миллионов долларов.
С дезинформацией и пропагандой против Азербайджана разберется новая комиссия >>
Расходы на команду складываются не только из зарплат игроков, но так же из игрового оборудования, перелетов для участия на каких-то менее значимых, но необходимых для развития и практики турнирах, отдых, питание спортсменов и множества других трат. Как видите, содержание профессиональной команды обходится недешево. Несмотря на это, у нас есть игроки и команды, достаточно громко заявлявшие о себе в различных дисциплинах. Это CS: GO, Point Blank, NFS, HearthStone.
- Кстати, а Вы или руководство федерации играете в компьютерные игры? Это ведь не традиционные виды спорта, в которых спорта все-таки больше, чем игры. Наверно, не помешает гореть тем же игровым азартом, чтобы управлять, координировать энтузиастов киберспорта? Или достаточно быть хорошим менеджером?
- Прийти из киберспорта важнее, чем быть игроком. Но, как и в других видах спорта, в плане организации киберспортивных состязаний, вы правы, важнее быть грамотным менеджеров. К примеру, многие сотрудники федерации имеют огромный опыт участия в организации международных мероприятий и в том числе спортивных, таких, как Европейские игры, Чемпионат мира по футболу, Всемирная шахматная олимпиада и других. Опыт в организации соревновательного процесса позволяет провести киберспортивный турнир на любом уровне. Как я уже отмечал, Чемпионат мира по киберспорту в Баку стал одним из лучших по уровню организации, что было признано как участниками, так и самой Международной федерацией киберспорта.
В то же время технический отдел и судейский корпус Федерации крайне увлечен как самими турнирами, так и играми. Это именно тот момент, когда любимое хобби превращается в работу, что, конечно же, крайне плодотворно сказывается и на нашей деятельности.