БАКУ, 4 мар — Sputnik, Фуад Ализаде. Через трубопроводную систему Южный газовый коридор (ЮГК) туркменский газ, скорее всего, не пойдет, однако в Европу он все-таки попадет - транзитом из Азербайджана, но в сжиженном состоянии.
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров в понедельник, четвертого марта примет участие в министерской встрече в Бухаресте для обсуждений по проекту международного транспортного коридора (МТК) "Каспийское море – Черное море" (КМЧП).
В рамках МТК КМЧП, инициатором которого выступают Румыния и Туркменистан, предполагается поставлять сжиженный туркменский газ в румынский порт Констанца.
В "объятия" Туркменистана Румынию подтолкнула реализация Азербайджаном проектов по доставке своего природного газа на европейские рынки.
Напомним, что для Румынии планы по получению "голубого топлива" из Азербайджана, пока единственного и реального поставщика природного газа из Каспийского бассейна в Европу, завершились полным крахом. Несмотря на то, что Бухарест был участником проектов "Набукко" (трубопроводная поставка газа через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию) и Azerbaijan-Georgia-Romanian Interconnector (AGRI – поставки сжиженного газа по маршруту Азербайджан-Грузия-Румыния-Венгрия), он вряд ли может рассчитывать на поставки азербайджанского газа в ближайшие годы.
Дело в том, что Азербайджан отказался от маршрута по проекту "Набукко", выбрав систему трубопроводов ЮГК в направлении Азербайджан-Грузия-Турция-Греция-Албания- Италия и соединяющий трубопровод в направлении Болгарии.
Как оказалось, "голубое топливо" из Азербайджана страны Европейского Союза ожидали с нетерпением, и даже готовы почти удвоить объемы азербайджанского газа по ЮГК.
В складывающейся ситуации "завис" и проект AGRI, который предполагает поставки азербайджанского сжиженного газа (LNG) через Грузию и Черное море в Румынию.
Имеются два варианта реализации проекта AGRI: с транспортировкой до двух миллиардов кубометров, стоимостью проекта в 1,2 миллиарда евро или - от пяти до восьми миллиардов кубометров газа стоимостью до 4,5 миллиарда евро.
Но Азербайджану вкладывать такие огромные деньги в новые проекты нет никакого резона, так как прогнозируемые новые объемы экспорта природного газа уже "пристроены" в ЮГК.
Экономист: оттеснить Россию с рынка энергоресурсов Европы невозможно >>
Другое дело Туркменистан, у которого значительные запасы природного газа, и весьма сильное желание получить возможность их поставок на европейские рынки.
Официальный Ашхабад пока не может найти европейских инвесторов, готовых раскошелиться на строительство Транскаспийского газопровода (ТКГП), и остерегается возможных политических осложнений с Россией и Ираном по прокладке трубопровода по дну Каспия. Однако, вариант поставок в специальных контейнерах туркменского сжиженного газа с использованием нового МТК КМЧМ станет выгодным практически для всех участников.
Туркменистан и Азербайджан вложили миллиарды долларов в обновление портовой и железнодорожной инфраструктур, кроме того, незагруженными остаются мощности румынского порта Констанца, который может обрабатывать сжиженный газ в спецконтейнерах.
Азербайджан с удовольствием согласится на транзит по своей территории туркменского сжиженного газа в рамках проекта МТК КМЧМ. С одной стороны, таким образом удастся получить дополнительные грузы для железнодорожного и морского транспорта, но и к тому же быть уверенными, что Ашхабад не сможет получить преимущества на газовом европейском рынке, торгуя сжиженным газом. То есть, конкурентные преимущества Туркменистана перед Азербайджаном на европейском рынке в контексте низкой себестоимости добычи природного газа, будут нивелированы тем, что азербайджанский газ будет поставляться по ЮГК, а туркменский - по морскому и железнодорожному транспорту, и в сжиженном состоянии.
Головоломка для Азербайджана: как улучшить торговый баланс с Китаем >>
Южный газовый коридор (ЮГК) — система трубопроводов, по которой предусматриваются поставки азербайджанского газа, добытого в рамках Фазы-2 проекта разработки газоконденсатного месторождения "Шахдениз", в Турцию и страны Европейского союза.
Инвестиции в строительство ЮГК достигли 40 миллиардов долларов.