БАКУ, 27 янв — Sputnik, Шахпери Аббасова. В мастерской у известного в Шеки потомственного гончара Ахада Мамедова по-домашнему тепло, уютно и очень интересно. Сама мастерская и дом мастера находятся в старинном квартале гончаров, который так и называется "Дулуслар".
Гончарное искусство – это такой вид ремесла, что передается в семье из поколения в поколение, рассказывает региональному корреспонденту Sputnik Азербайджан сам мастер: "Отец мой был членом Союза художников СССР, в Шеки он был известным гончаром. И мой дед Хабибуллах Мамедов, и брат – член Союза художников Азербайджана Гуммет Мамедов - тоже были известными в свое время гончарами".
Мастер сумел привить любовь к этому ремеслу и своим детям. Оба его сына – Шеюб, названный в честь деда, и Орудж - продолжают семейную традицию.
Сам Ахад, сколько себя помнит, все свободное время проводил в мастерской отца: "Всему, что мы умеем, мы научились у папы, а я и мой брат в свою очередь научили своих детей. Мы стараемся, чтобы ремесло не пропадало. Да и к тому же это наш хлеб. Если наши дети станут хорошими мастерами, то и их ремесло будет хорошо кормить",- говорит Мамедов.
В поисках глины: мастерам Азербайджана приходится поднимать цены >>
Вообще, в прежние времена Шеки был настоящим городом мастеров, но сегодня их можно сосчитать по пальцам. Мастер полагает, что это связано с тем, что старинные профессии требуют сил и терпения, а такой тяжелый ручной труд сегодня многих пугает. Да и к тому же эта профессия должна жить в крови человека.
"Постороннего человека можно многому научить, но вот станет ли он продолжателем твоего дела – неизвестно. Поэтому учеников я и не беру", - говорит мастер.
Немало трудностей связано и со специфическими особенностями ремесла. Так, к примеру, чтобы сделать хорошую керамическую посуду, прежде всего нужно хорошее сырье. В прежние времена глину добывали в горах Шеки, продолжает Мамедов, но потом вся земля оказалась распроданной, и теперь шекинцы вынуждены ездить за глиной в Габалу.
При этом гончар не только рассказал, но и показал, как из куска глины рождаются кувшины и другая утварь: "Первым делом глину надо хорошенько замесить вручную, потом поделить на небольшие куски. Каждый кусок надо взвесить - сейчас мы это делаем на электронных весах. Потом мы кладем кусок глины на гончарный круг, который приводим в движение ногами. Пальцами и ладонями рук глина постепенно превращается в кувшин".
По желанию и умению мастера каждой посуде можно придать различную форму и вид, продолжает мастер. Готовую утварь надо оставить высохнуть на несколько дней, а потом обжечь в дровяных печах. При этом дрова лучше не экономить, иначе глиняная посуда прослужит недолго.
Что касается электронных весов, то это единственный современный инструмент в руках нынешних гончаров. В былые времена глину отмеряли вручную, на глаз, но весы помогает миновать этот этап намного быстрее.
Сегодня на рынке можно встретить немало поддельной глиняной утвари, говорит Мамедов. Но глиняная посуда, сделанная в Шеки, в любом случае отличается от других. Во-первых, она красного цвета. Во-вторых, мастер советует обратить внимание на звук, который издает посуда, если по ней щелкнуть. Настоящий шекинский глиняный горшок будет издавать звонкий звук. А еще имеет значение цена: "Глиняная посуда из Шеки сравнительно дороже. Но если аккуратно пользоваться, она прослужит вам 15-20 лет. А вот подделка быстро портится".
Посуда из глины полезна еще и тем, что является экологически чистой, поясняет потомственный гончар. Как только люди стали гнаться за удобством и комфортом, число заболеваний стало расти. Сегодня одна из причин того, что болезней становится все больше, связана с химическим составом посуды, которой мы пользуемся.
"Мы готовим обед, то, что осталось, кладем в холодильник. Безусловно, когда обед остается в холодильнике, его состав меняется. Впоследствии все это приводит к болезням. Люди раньше были здоровыми и долго жили - все из-за питания и чистого воздуха. К сожалению, люди XXI века лишены и того, и другого", - посетовал напоследок мастер.