Председатель парламента Венесуэлы Хуан Гуайдо объявил себя новым президентом. Что же предшествовало такому сценарию событий, который стал реальностью в этой стране?
В Венесуэле уже достаточное время продолжаются акции протеста против политики Николаса Мадуро. Сразу же после начала второй каденции последнего недовольные своим экономическим положением граждане страны вышли на улицы. Есть довольно веские основания для возмущения венесуэльцев, ибо в такой богатой полезными ископаемыми стране набирает силу безработица, ощущается дефицит продовольствия и при этом цены непрерывно летят вверх.
Вдобавок протестующие недовольны коррупцией, которая, на их взгляд, расцветает. Однако, отметим любопытный факт. Недовольство Мадуро и акции против него проходят в основном в столице - Каракасе, в других же городах страны граждане проводят различного рода мероприятия в поддержку президента.
Так вот, воспользовавшись сложившейся ситуацией, на митинге, который собрал многие тысячи участников, руководитель парламента Хуан Гуайдо заявил, что возлагает на себя обязанности президента страны и при этом окрестил Николаса Мадуро узурпатором. Более того, Гуайдо тут же принес присягу и обещал в течение месяца провести честные выборы, а пока, по его словам, страной будет руководить сформированное им же переходное правительство.
Экономист рассказал, как кризис в Венесуэле отразится на нефтяном рынке>>
Но позвольте, а где юридическая основа для этого шага, ибо если таковой нет, то это просто попытка государственного переворота. Гуайдо все же попытался подвести под свои действия законное обоснование, сославшись на Конституцию, а если быть точнее, на статью 233, которая действительно предусматривает такой расклад событий. Но есть одна для Гуайдо неувязка – такая процедура законна только в том случае, если действующий президент оставил пост. А Мадуро, как известно, не только не оставил, но и не собирается оставлять свой пост и всеми силами борется против самопровозглашенного Гуайдо и компании, справедливо указывая на то, что в стране попытка госпереворота.
Однако, такая "мелочь", как юридическая правомерность, не остановила некоторые страны, которые поспешили признать Хуана Гуайдо. Первым делом почти немедленно это сделал нынешний хозяин Овального кабинета. Дональд Трамп во всеуслышание поддержал действия Гуайдо и более того, с берегов Потомака последовала угроза Мадуро применить против него силу, если последний использует силу для того, чтобы разогнать протестующих и навести порядок в стране. Действия США понятны, ибо правительство Мадуро находились в конфронтации с Вашингтоном.
Но все дело в том, что вслед за США Гуайдо признали такие страны, как Аргентина, Парагвай, Колумбия, Канада, Бразилия, Гватемала, Перу. Признала самопровозглашенного "президента" и Организация американских государств. По тем или иным причинам страны эти были крайне недовольны режимом Мадуро (на самом деле действительно малосимпатичным), но это не дает оснований для того, чтобы признавать человека, который незаконно провозгласил себя руководителем государства. Хотя, все же, нашлись две страны, которые назвали действия Гуайдо незаконными. Не согласились с мнением Вашингтона Мексика и Боливия.
Несмотря на волнения в Каракасе и нажим стороны Вашингтона и иже с ним, Мадуро не растерялся, не "бросил весла", а оказал должное противодействие. Верховный суд Венесуэлы назвал действия оппозиционеров нелегитимными и потребовал от прокуратуры наказать лидера Национальной ассамблеи. Наконец, самое главное - несмотря на желание Вашингтона военные не поддержали Гуайдо. Министр обороны страны Владимир Падрино Лопес заявил, что военные будут поддерживать Николаса Мадуро.
Более того, Мадуро в своем выступлении открыто обвинил США в подстрекательстве к государственному перевороту и заявил о разрыве дипломатических отношений. Он дал американским дипломатам 72 часа времени, чтобы убраться восвояси . Однако Белый дом проигнорировал это заявление, а госсекретарь Помпео объявил, что "бывший венесуэльский лидер" утратил легитимность для США.
Несмотря на то, что США и другие страны признали Гуайдо, это вовсе не означает, что Николас Мадуро потеряет власть. Он продолжает бороться и его позиции более внушительны, чем у Гуайдо, но, тем менее, ныне в стране двоевластие. Думается, что решающее значение будет иметь в этой ситуации поддержка военных. Пока они на стороне Мадуро…