БАКУ, 30 дек — Sputnik, Александра Зуева. Инвестиции Азербайджана в экономику Турции, стран Восточной Европы, в экономику некоторых стран СНГ дает стране возможность застраховать себя от различных форс-мажоров, и в том числе от возможного нового витка финансового кризиса, сказал Sputnik Азербайджан директор Центра истории Кавказа, старший научный сотрудник Института права и прав человека НАНА Ризван Гусейнов, рассуждая о том, насколько повысилась роль Азербайджана в регионе за прошедший год.
Названы сроки завершения единовременных выплат наследникам шехидов>>
В уходящем году Азербайджан успешно продолжил бороться с последствиями мирового финансового кризиса. В связи с этим 2018 год запомнился стабилизацией экономической ситуации внутри страны, сохранением устойчивого экономического роста, а также активными попытками выравнивания национальной валюты, сказал Гусейнов.
Говоря о знаменательных проектах, собеседник Sputnik указал на то, что ключевым из них является железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК) - один из важных элементов возрождения древнего Шелкового пути. По его словам, в современном понимании этот маршрут позволит соединить Китай с Европой через Каспийский регион.
Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс построена на основе азербайджано-грузино-турецкого межгосударственного соглашения. Реализация проекта началась в 2008 году на основе подписанного в 2007 году межправительственного соглашения. Ее открытие состоялось 30 октября 2018 года в Бакинском международном морском торговом порту.
"Основным инициатором данного евразийского проекта является Азербайджан, и в будущем благодаря этому экономика страны будет иметь еще большие перспективы, так как БТК рассчитан на многие десятки лет вперед", - подчеркнул эксперт.
Кроме этого, подписанная в августе этого года Каспийская конвенция помогла определиться по многим вопросам. В частности, именно после этого подписания было достигнуто серьезное продвижение в вопросе строительства газовой ветки по дну Каспийского моря из Туркменистана через Азербайджан в Европу, отметил Гусейнов.
В советское время Каспийское море практически было внутренним водоемом в границах СССР, и лишь на юге омывало берега Ирана. После распада Союза число прибрежных стран увеличилось с двух до пяти, а именно — Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан. Тогда и возникла необходимость выработки нового правового статуса Каспийского моря. С тех пор, на протяжении более двадцати лет вопрос Каспия оставался на повестке дня, так как практически у всех государств "пятерки" имелся собственный взгляд на его разграничение.
Экономист: предугадывать цены на нефть – дело неблагодарное
В Актау 12 августа 2018 года прошла встреча лидеров России, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана, по итогам которой был подписан исторический для региона документ — конвенция о статусе Каспийского моря. Документ предусматривает возможность прокладки подводных трубопроводов при согласовании проекта с теми странами, по дну которых он пройдет. При этом в документе говорится, что проект должен соответствовать принятым Каспийскими странами нормами экологической безопасности.
Каспийская конвенция – это большой прорыв, заметил собеседник Sputnik. Гусейнов рассказал, что более четверти века шли жаркие споры, некоторые страны хотели ограничить либо же вообще не дать осуществить этот экономически важный проект. Но сейчас ситуация изменилась.
"Считаю, что согласование документа по Каспию и по будущему строительству газопровода по дну моря является также большой победой и успехом Азербайджана", - подчеркнул эксперт, добавив, что Азербайджан на море стоит большую инфраструктуру – порты, судостроительные объекты и другие проекты, которые позволят расширить роль Каспия в транзитных проектах в Евразии.
Также есть продвижение в проекте транспортного коридора "Север-Юг", который должен соединить Персидский залив через Азербайджан и Россию с Финским заливом, то есть с Северной Европой. И хабом этого проекта является опять-таки Азербайджан, напомнил Гусейнов.
Азербайджан стремится стать крупнейшим в регионе транспортным хабом>>
Коридор "Север - Юг" рассчитан на транспортировку грузов из стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива в Северную Европу. В рамках проекта предполагается соединить железные дороги Азербайджана, Ирана и России. Основным преимуществом этого коридора является то, что он позволяет сократить сроки доставки грузов более чем вдвое.
Таким образом, по словам собеседника Sputnik, Азербайджан за годы, что прошли с обретения независимости, планомерно идет к тем целям, которые были поставлены много лет назад. Естественно, это повышает региональную значимость и роль Азербайджана, который и так является лидером в регионе по всем экономическим, инвестиционным и инфраструктурным показателям.
"Взятый страной темп позволит в дальнейшем не только удерживать за собой статус лидера региона, но и играть значимую роль в соседних регионах", - считает эксперт.
Азербайджан активно инвестирует в экономику Турции, стран Восточной Европы, в экономику некоторых стран СНГ, а также осуществляет там некоторые инфраструктурные проекты. Все это позволяет республике иметь устойчивые экономические связи с различными государствами, а также дает возможность застраховать себя от различных форс-мажоров, отметил Гусейнов.
В экспертных сообществах сегодня ходят разговоры о том, что будущий год может ознаменоваться очередным витком финансового кризиса, также отметил собеседник Sputnik. В связи с этим Азербайджан, понимая, что в первую очередь этот новый виток нанесет удар по нефтедобывающим странам, активно продолжает диверсифицировать ненефтяной сектор своей экономики, чтобы сохранить устойчивый темп развития, заключил эксперт.