Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Президент США Дональд Трамп в декабре заявил о выводе американских войск из Сирии, а также о сокращении вдвое военной группировки в Афганистане, чем ввел в ступор вашингтонский истеблишмент и удивил партнеров. Однако покинут ли на самом деле американцы Сирию, пока неизвестно. О том, что ждет Америку в будущем, учитывая столь неожиданные решения ее лидера, Sputnik Азербайджан поинтересовался у российского политолога, заместителя директора Национального института развития современной идеологии Игоря Шатрова.
- Как стоит оценивать решения Трампа относительно Сирии и Афганистана? К чему они могут привести? Насколько они выгодны России?
- Сокращение почти в два раза контингента американских войск в Афганистане и вывод двух тысяч военнослужащих из Сирии не означают отказ Соединенных Штатов от силовых операций в регионе. В Ираке все еще находится более мощный контингент американских войск, который в любой момент может быть передислоцирован куда потребуется. Не будем забывать также, что в той же Сирии операции осуществлялись в основном не спецназовцами на земле, а при помощи авиации и ракет.
Выводимые военные – это в большей степени инструкторы и советники, которые готовили курдское ополчение и других оппозиционеров то ли к войне с президентом Сирии Башаром Асадом, то ли к борьбе с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом. Видимо, подготовили.
Афганистан - вообще отдельная история. В договоренностях о перемирии с "Талибаном" афганское руководство чувствует подвох, которым со временем США воспользуются. Выйти, но не уйти – вот как я бы охарактеризовал планы Соединенных Штатов в свете этих событий.
Трамп выполняет предвыборные обещания, и это прибавляет ему очков среди избирателей. А то, что американский президент будет избираться на следующий срок, ни у кого не вызывает сомнений.
На самом деле пребывание американских войск в Сирии сейчас трудно оправдать перед избирателями борьбой с терроризмом. Как и многолетнее нахождение американского контингента в Афганистане, которое не приносит мира. Поэтому Трамп отказывается от военных авантюр, в которые ввязались США при прежнем руководстве, но, конечно, не откажется от силовой внешней политики. Просто сейчас эта политика приобретает характер неприкрытого экономического давления.
Зигзаги Twitter-дипломатии: 2019 год для Ближнего Востока не обойдется без сюрпризов >>
Прежние американские лидеры часто скрывали лоббирование экономических интересов США за разговорами о защите демократии во всем мире. Трамп же открыто говорит об интересах американской экономики. Ему не требуются операции прикрытия.
В то же время политические противники обвиняют американского лидера в том, что от его решений выигрывают Россия, официальный Дамаск, ливанская "Хезболлла", радикальные иракские шииты, Эрдоган, а проигрывают Иордания, Израиль, курды Сирии и Ирака, арабские сунниты, противники "Хезболлы" в Ливане, большая часть иракских шиитов и государства Персидского залива. И это наносит удар по интересам США. Так, по крайней мере, пишет издание The Atlantic.
Истина посередине. Трамп сломал статус-кво. И теперь многое зависит от того, как каждая из сторон воспользуется вновь сложившейся ситуацией.
Что касается России, то уход США из Сирии, если он все-таки состоится, повысит ответственность ее за ситуацию в регионе, а также уберет американский фактор в отношениях с Турцией, хотя при этом усилит фактор Эрдогана в отношениях с Асадом. И это ни плохо, ни хорошо. Это просто новая конфигурация отношений. Я бы не назвал такой порядок вещей победой, но это точно не поражение России.
- В некоторых турецких СМИ после беседы Эрдогана с Трампом, в ходе которой и было фактически принято решение по Сирии, стали появляться мнения о том, что Турция может примирить США и Россию. Имеет ли такое мнение право на жизнь?
- На фоне отношений России и США Турция ведет свою игру, укрепляя собственные позиции в регионе. Претензии на роль ведущей региональной державы у Турции при этом только усиливаются. Мы наблюдаем попытки Анкары играть на нескольких досках одновременно. Взять ту же историю с убийством саудовского журналиста, раскрученную именно Турцией. На данном этапе Анкара сделала ставку на оттеснение Эр-Рияда. Портить ей в такой период отношения с Тегераном невыгодно, а отношения с Москвой – тем более. И в данном случае мотивов для упрочения связей с Россией еще больше.
Однако стать ведущим на Ближнем Востоке государством, сотрудничая с США, но без сотрудничества с Россией, невозможно. Потому что Москва, в отличие от Вашингтона, имеет крепкие отношения с остальными претендентами на роль лидера – Саудовской Аравией и Ираном. Так что предложения стать посредником в отношениях между Россией и США от Турции будут поступать. Однако по причине сложности самих турецко-американских отношений такие предложения не представляют интереса.
- Если подводить итоги года, то как изменилось положение Америки в мире за 2018 год и к чему она может прийти в будущем году?
- Отношения Соединенных Штатов со всеми государствами, проводящими независимую внешнюю политику или претендующими на такое право, ухудшились. Это касается как России и Китая, так и ведущих европейских партнеров США, за исключением, пожалуй, некоторых стран Восточной Европы.
Аналогичная ситуация сложилась и на Ближнем Востоке. Традиционные американские союзники – Турция и Саудовская Аравия – не могут определиться, как вести себя с администрацией Трампа. Улучшились отношения только с Израилем. Трамп даже пошел на демонстративный шаг по переносу посольства из Тель-Авива в Иерусалим, на что прежнее американское руководство не решалось. Впрочем, такое откровенное лоббирование интересов Израиля при игнорировании мнения других стран в целом только ухудшило политический климат в регионе.
В 2019 году администрация Трампа продолжит политику открытого экономического давления как на соперников, так и на союзников, возможно, уменьшив военное присутствие в различных регионах мира. Однако военные получат утешительный приз в виде модернизации армии, что со своей стороны даст толчок развитию реального сектора американской экономики.
Повторюсь, что при кажущейся непоследовательности и тактических шараханиях стратегически Трамп действует логично, строго следуя предвыборной программе. Это нравится американским избирателям и будет нравиться в дальнейшем. Такое отношение к его действиям со стороны рядовых американцев придает уверенности Трампу и на международной арене и может спровоцировать новый виток эскалации противостояния США со всем миром.