В годы Великой Отечественной войны в Баку творили многие известные советские деятели кино, которые создавали свои кинокартины в тесном сотрудничестве с представителями национальной кинематографии. Как известно, 2018 год объявлен в Азербайджане Годом драматурга и народного писателя республики Мир Джалала Пашаева. Киноисторик Ульви Мехти исследовал один исторический факт, связанный с участием Мир Джалала Пашаева в крупном кинематографическом проекте времен ВОВ. Колумнист Sputnik Азербайджан беседует с автором исследования, членом Гильдии киноведов и кинокритиков России.
- Роль кинематографа особо подчеркивалось руководителями СССР в различные времена. Во время ВОВ влияние кино на массы было очень важно и сталинское руководство, да и сам "вождь народов", придавали этому большое значение. Есть множество исследований, посвященных советскому кино во времена ВОВ. Есть ли такие работы, исследующие творения азербайджанских киномастеров в 1941-1945 годах?
- В 2017 году Новый институт культурологии России под руководством доктора искусствоведения Кирилла Разлогова издал энциклопедический сборник научных исследований кинематографий постсоветских республик. Одним из соавторов проекта является ваш покорный слуга, исследовавший столетний период азербайджанского кино.
В частности, в моей монографии описан период Великой Отечественной войны, когда были осуществлены грандиозные попытки запечатлеть кинематографический Баку – город-герой тыла! Бакинцы - это труженики тыла в суровых условиях каспийской стихии, не покладая рук добывающие нефть, без которой невозможно представить победу над гитлеровской Германией.
В те годы все силы Бакинской киностудии были одновременно брошены на два проекта под руководством худрука киностудии и режиссера-постановщика картин Григория Александрова - идеалистическую, романтическую утопию "Одна семья" и фильм-фантом "Каспийцы".
По трагическому стечению обстоятельств оба проекта не были допущены на экраны Страны Советов под разными формулировками. Но по настоящему сильное воздействие на массы произвела экранизация фольклорной музкомедии Узеир бека Гаджибейли "Аршин мал алан" (1945), благословленной августейшим "отцом народов" и удостоенной Сталинской премии. Для народов СССР подобное развлекательное кино оказалось антидепрессантом после опустошенной изнурительной пятилетки Отечественной войны.
- Фильм "Одна семья", в котором принимал самое активное участие народный писатель Азербайджана Мил Джалал Пашаев, был снят в Баку. Расскажите поподробнее об истории создания этой картины и о ее последующей судьбе.
- На сайте Kinopressa опубликовано исследование под названием "Портрет одной семьи". В разгар Великой Отечественной войны, будучи в самом рассвете творческих сил, Мир Джалал оказался единственным автором-азербайджанцем, с кем решил сотрудничать Григорий Александров – подмастерье голливудских стажеров Сергея Эйзенштейна и Эдуарда Тиссэ, к тому времени уже легендарный, хрестоматийный советский комедиограф.
Все говорят, что надо долго жить: особенный день Таира Салахова в Баку >>
Его наделили административно-творческими полномочиями рулить и поднимать планку будущей киностудии "Азербайджанфильм". Плодом сотрудничества с Мир Джалалом стала грандиозная и по-своему уникальная постановка фильма-утопии "Одна семья" (1943) производства Бакинской киностудии.
Последующая ее судьба оказалась трагичной и кинолента пополнила дальнюю полку Госфильмофонда СССР, и только на этом веку стала достоянием узкого круга киноисториков, появившись в репертуаре кинофестиваля архивного кино "Белые столбы".
Этот период В0В я исследовал достаточно долгое время и являлся участником кинофорумов архивного кино. В репертуаре XXI Кинофестиваля "Белые столбы" по моей заявке был найден и продемонстрирован фильм-фантом "Каспийцы" в постановке Григория Александрова, о чем выше упомянул. На эту тему у меня есть публикация в том же академическом издании Гильдии киноведов и кинокритиков России - "Синематека столетней выдержки с каспийской "дорогой жизни", опубликованная в 2017 году.
- Народные артистки СССР - великие азербайджанские актрисы Марзия Давудова и Хокума Курбанова - создали запоминающиеся образы в фильме Александрова, и порой даже превосходили Любовь Орлову. Если бы фильм вышел на большой экран, как бы сложилась дальнейшая киносудьба этих выдающихся актрис? Ведь Давудова и Курбанова после фактические не снимались.
- В фильме "Одна семья" получились очень киногеничные образы. Марзия Давудова - плакатный образ Матери-Родины, по наказу сына ставшей бригадиром на буровом агрегате в каспийской стихии. Мир Джалалом Пашаевым создан пронзительный образ азербайджанской женщины, невербально трансформирующийся до высот матриархата. Сюрпризом явился образ верной жены, ожидающей мужа-героя, в одиночку борющегося со стихией. Это голливудский портрет фильма – дебютное появление на экране "Азеркино" обаятельной и страстной Хокумы Курбановой.
Оператор Алисаттар Атакишиев, взяв на вооружение фирменные интуристские фетиши Александрова, убедительно создает а-ля голливудскую героиню, не уступающую всё той же "американке" Орловой из знаменитого александровского "Цирка". Невыход картины к зрителю, возможно, наложил отпечаток и на время отлучил от кинопроцесса вышеупомянутых актрис. В проигрыше оказались и зритель, и в целом азербайджанское кино.
- Музыка, которую для фильма написал великий Гара Гараев, заботливо опекает зрителя и заменяет собой закадровый объяснительный текст диктора. Известно ли мнение Гараева об этой свое работе и о фильме "Одна семья"?
- Нет никаких воспоминаний от всех деятелей творческой группы, работавших над фильмом. Даже Александров умолчал о нем в своих предсмертных фантастических мемуарах.
Музыкальный ряд юного, но уже профессионально состоявшегося композитора Гара Гараева имеет право претендовать на аудио-визуальные соавторы фильма. Под ужин, который созвали в честь гостя в знак непременного русского гостеприимства, появляется этнографический символ-инструмент, а именно - азербайджанский тар, а Любовь Орлова аккомпанирует на академическом фортепиано. Союз русского и азербайджанского народов передаётся созвучием тара и фортепиано, что само по себе - смелый эксперимент для советского кино 40-х годов.
Из уст нефтяника-танкиста Наджафа (Хосров Меликов) льётся азербайджано-тюркский фольклор, напоминающий песни ашугов. Полное единение культур и народов! Что ещё было нужно советской цензуре – просто непонятно!
- В фильме участвует много азербайджанских актеров. Одним из ассистентов Александрова был Рза Тахмасиб, ставший затем постановщиком "Азербайджанфильма". Можно ли сказать, что военный период повлиял на развитие национального кинематографа?
- Хосров Меликов (главный герой Наджаф) стал одним из самых обаятельных актёров среди мужских образов столетней истории "Азеркино", неповторимый своей киногеничностью и голливудской улыбкой. Жаль, что это было единственное подобное появление и на этом теряются следы несостоявшейся громкой актерской карьеры.
Развитие же я вижу в деятельности замечательного Художника и Постановщика с большой буквы - оператора-режиссера Алисаттара Атакишиева, создавшего впоследствии уникальные шедевры: "Аршин мал алан", "Не та, так эта", "Волшебный халат".
- Непонятно, почему "Одна семья" не вышла на большой экран, ибо достоинства этого фильма очевидны. Это был последний кинематографический опыт Мир Джалала Пашаева?
- Увы, это первый и единственный кинематографический опыт выдающегося азербайджанского драматурга ХХ века. Сквозь экран в сценарии фильма обнаруживаются совершенно неожиданные сюжетные ходы в лучших традициях жанра детектива и саспенса. И это было сделано во времена раннего кинематографа Альфреда Хичкока!
Не берусь судить, был ли прописан данный ход в киноповести интуитивно (в силу молодости) или в силу мастеровитой зрелости, но факт снайперской точности авторского попадания безусловен. По мере просмотра, вполне стандартного (анти)военного кинофильма, появляются один за другим драматургические пласты – от обычного домашнего музицирования в русской семье до интриги с любовью к "только одной прекрасной женщине".
Фильм "Одна семья" спустя 75 лет сохраняет литературные достоинства за авторством Мир Джалала. Это редкий, если не редчайший случай ретро-картины, когда фильм искромётно читается (между строк) как минимум не меньше, чем смотрится, особенно в сценах "экшн" с пылающими нефтефонтанами в финале.
- Насколько мне известно, первый официальный публичный показ картины состоялся только в 2018 году?
- Все верно. Данное событие было приурочено к 110-летию Мир Джалала Пашаева и 100-летию Гара Гараева.
Исторический показ был организован "Домом литератора" в большом зале Киноцентра "Низами".
Фильм был восстановлен и возвращен на родину благодаря активному содействию ректора Бакинского филиала МГУ имени Ломоносова, профессора Наргиз ханум Пашаевой.
- Несомненно, с возвращением этого фильма история азербайджанского кино обогатилась еще одной раскрытой страницей, а азербайджанский зритель смог увидеть на экране работы всенародно любимых деятелей национального кинематографа. Благодарю, за беседу!
- И вам большое спасибо.