На прошлой неделе скончалась известная актриса Амалия Панахова. Даже короткий экскурс в историю искусства ясно покажет, кем была Панахова и почему ее можно считать легендой театра и кино.
Покойная актриса, которая современному зрителю и творческим людям кажется пафосной, на самом деле была мастером сцены, и, как считалось, для своего времени исполняла роли достаточно естественно. Дело в том, что во времена, когда она начинала актерскую карьеру, наши артисты, уже ставшие классиками своего искусства, казались современникам не совсем убедительными.
Такой как Амалия ханум - и по внешним данным, и по голосу – ни азербайджанский театр, ни кинематограф до того еще не видел. Драматургию Ильяса Эфендиева без Панаховой представить вообще невозможно. А ведь он является основоположником лирико-психологического направления, чувственности, страсти и переживаний в азербайджанской драматургии, отказавшийся от искусственного пафоса. Два новатора встретились в одном месте в одно и то же время, и в историю нашего театра были вписаны новые герои и ставшие легендарными спектакли.
Когда-то Чаплин встречал азербайджанцев мелодией Cucelerim. А сейчас?>>
После обретения независимости Панахова первой открыла свой частный театр – Бакинский муниципальный театр. Все эти годы театр существовал на личные средства актрисы, а также благодаря глубокой привязанности к театру и искусству в целом.
Когда те, кто считает себя современными актерами и актрисами, говорят, что Амалия ханум – "пафосная" актриса, это говорит только о том, что у этих людей никаких знаний и понятий.
Неужели эти люди считают, что станут феноменами на все времена? Сегодняшние нормы речи, мимика и жесты через 50 лет будут казаться уже смешными. Люди формируются под влиянием времени и окружающей среды. Об этом пишут даже в школьных учебниках.
Кроме того, некоторые по сути считают тот факт, что актриса в течение пяти лет была депутатом, отрицательным пятном на ее биографии. Получается, что они могут перечеркнуть 50 лет жизни актрисы, посвященные сцене, пятью годами депутатской жизни?
С другой стороны, предметом обсуждения, а точнее – критики и насмешек, стали эстетические операции актрисы. Но в наше время такое не может не удивлять. Театр и кино существуют у нас уже больше века, за это время выросло не одно поколение творческих людей, и с первого дня до сегодняшнего времени общество обсуждает, как они одеваются, влюбляются, женятся, разводятся, покупают машины, квартиры и прочее. Я просто надеюсь, что когда-нибудь мы откажемся от этого неэтичной, неприличной привычки.
И наконец.
Когда умирает политик – это значит умер политик. Умер инженер – значит умер инженер. Умер врач – значит умер врач. И так далее.
Но когда умирает актер, актриса – это значит, что умерли сотни людей. Так, смерть Амалии Панаховой означает, что мы не увидим больше Офелию, Натаван, Нармин, Наргилю и еще много образов, которые она создавала за годы творчества. Поэтому прошу, относитесь к смерти актеров и актрис с чувством такта и уважения.