Новости

Когда пластике актера мешает живот: чего не хватает азербайджанским театрам?

© Sputnik / Ekaterina ChesnokovaСцена театра, фото из архива
Сцена театра, фото из архива - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Молодых драматургов в Азербайджане практически нет, поэтому большинство режиссеров вынуждены обращаться к произведениям западных авторов и местных классиков.

Орхан Бахадырсой

Главный режиссер Сумгайытского государственного драматического театра, народный артист Фирудин Магеррамов рассказал в интервью Sputnik Азербайджан о своей работе, предпочтениях в театральных жанрах и проблемах современного азербайджанского театра.

— Расскажите, как вы пришли в театр.

— В 1982 году я поступил в институт (нынешний Университет культуры и искусства – ред.), в 1987 году меня направили в Сумгайытский театр режиссером-постановщиком. После десяти лет работы в 1997 году меня назначили главным режиссером театра, кем я и являюсь до сих пор.

© © SputnikИнтервью с главным режиссером Сумгайытского государственного драматического театра Фируддином Магеррамовым
Интервью с главным режиссером Сумгайытского государственного драматического театра Фируддином Магеррамовым - Sputnik Азербайджан
Интервью с главным режиссером Сумгайытского государственного драматического театра Фируддином Магеррамовым

— Вы режиссер театра уже 22 года. За это время уже и здание поменялось, да?

— Верно. Раньше это здание принадлежало химической компании, мы арендовали его в течение 40 лет. Здание нам никак не давали. На 40-летний юбилей президент Ильхам Алиев своим распоряжением официально передал это здание нашему театру.

Народный артист Молдовы Константин Харет - Sputnik Азербайджан
Народный артист: театр учит юных зрителей доброте

— Вы ведь были учеником Мехти Мамедова…

— Да, нам преподавал Мехти Мамедов. А еще Азер Паша Нематов.

— Может, у вас есть интересные воспоминания, связанные с Мехти Мамедовым, о которых никто не знает?

— Конечно. У Рустама Ибрагимбекова есть пьеса — "Похожий на льва". Я поставил ее на сцене. Спектакль пришел посмотреть Мехти Мамедов. А он был очень серьезным человеком, редко смеялся и улыбался. Я ждал с волнением, чтобы он хотя бы улыбнулся. Закончился первый акт. Он долго стоял молча, потом слега улыбнулся и я успокоился, что ему понравилось. Он поставил мне оценку, и еще сказал подготовить второй акт. Но, видно, не судьба…

Я передал ему экспликацию второго акта. Неделю от него ничего не было слышно. Позвонил ему, он ответил: "Я заболел, приходи ко мне домой, чай попьем, поговорим". Но я постеснялся, сказал, что не хочу беспокоить и попрощался. Мы в то время нервничали, жутко волновались, даже просто стоя возле таких людей, как Мехти Мамедов… А через несколько дней мы узнали, что он скончался.

— Какая постановка стала вашей первой профессиональной работой?

Люди с ограниченными возможностями представили зрителям спектакли, в которых рассказали о своих проблемах - Sputnik Азербайджан
В Баку после спектакля актеры обратились к зрителям: "Мы не хотим, чтобы вы нас жалели"

— Моя дипломная работа. В 1988 году в Сумгайытском театре я поставил пьесу Василия Шукшина "Энергичные люди". Мою дипломную работу принимал Гасан Турабов. В спектакле в основном играли молодые актеры. Спектакль внесли в репертуар театра. Потом я поставил "Кошку, гулявшую саму по себе" Редъярда Киплинга. Так и пошло.

— Над чем вы работаете в настоящее время?

— Я поставил спектакль Тургута Озакмана "Очаг". Недавно закончил работу над спектаклем, повествующем о жизни Гусейна Джавида. Я стараюсь больше обращаться к западной драматургии, поставил на сцене произведения четырех Нобелевских лауреатов.

— Почему ставите в основном западных авторов и местных классиков?

— Потому что молодых драматургов у нас почти нет.

— С чем, по-вашему, это связано?

— Сотрудничество театров с драматургами не практикуется, а ведь режиссеры должны работать с ними. Невозможно сидеть в отдалении от театра и писать драматическое произведение

— Какой жанр театрального искусства вам близок как режиссеру?

— Амплуа актеров я не воспринимаю. Я не считаю особым талантом играть только, к примеру, комедийные или наоборот — драматические роли. Также и режиссеры – они должны уметь ставить спектакли различных жанров. Что касается предпочтений, то мне больше нравится трагикомедия.

— В чем проблема театров в Азербайджане? Почему они не развиваются до уровня мировых?

— Чтобы дойти до уровня мировых театров, надо постоянно ездить в эти театры. Учиться в различных странах, перенимать их опыт. В США я как-то посмотрел спектакль, там играли восемь актеров. Я смотрел на них и понимал, что у них нет недостатков. Пластика, драматичность – одним словом, все было на месте. А у наших смотришь — драматургия прослеживается, а как дело доходит до пластики – живот мешает… Ну и немаловажно, что там актеры хорошо зарабатывают.

Лента новостей
0