Александр Ведруссов, директор аналитического центра "Стратег-PRO"
Речь президента США Дональда Трампа на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН – совершенно знаменательная. Я не помню, чтобы прежде такая знаковая речь ни разу не прерывалась аплодисментами. И более того, чтобы вместо аплодисментов звучал смех. Причем надо отметить, что присутствующие во время его выступления делегации еще прилично себя вели, потому как, если бы они дали себе волю, то стоял бы просто гвалт.
Общим восприятием речи американского президента было недоумение и нервный смех. Нервный потому, что все эти геополитические американские игры миру в итоге плохо отливаются – всякими бомбардировками, интервенциями и прочими нехорошими проявлениями гегемонии и экспансионизма.
И самое главное во всем этом то, что вся речь Трампа была очень противоречивая. Он говорит про невмешательство во внутренние дела и российская сторона его поддерживает. Но после этого он тут же начинает расписывать: Иран нужно задавить, изолировать, уничтожить санкциями, в Йемене и в Сирии такие-то и такие-то страны должны сделать то и то. А что это такое – невмешательство? Это явное противоречие.
Также Трамп говорит про Доктрину Монро (декларация принципов внешней политики США ("Америка для американцев"), провозглашенную второго декабря 1823 года в ежегодном послании президента США Джеймса Монро к Конгрессу США – ред.). Прекрасно, давайте так. Россия не лезет в западное полушарие, а американцы – в восточное. Но и тут американский лидер сам себе противоречит. Он говорит, что это хорошая доктрина и надо бы к ней возвращаться, и сам же пытается установить свои порядки на Ближнем Востоке.
Политолог: США не хотели, чтобы Ближний Восток достался другим>>
В общем-то вся речь соткана из таких противоречий.
Там были некоторые правильные тезисы. Например, о суверенитете, о том, что глобализм – это плохо, а патриотизм – это хорошо, о том, что страны на основе национальных интересов и патриотизма могут договариваться. Но это были просто благие пожелания на фоне открытых угроз, агрессии и продолжения американской гегемонии. Все эти тезисы просто утонули в том негативе, который был. А негатива было много.
Конечно, для американцев корень зла в Иране. Страна просто выставлена каким-то исчадием, корнем всего мирового зла. Совершенно перемещены акценты с белого на черное, с плюса на минус. Иран охарактеризован как ключевой спонсор терроризма в мире, в то время как реальные спонсоры терроризма на Ближнем Востоке, которых мы все знаем, наоборот, обозначены в качестве примера для других стран региона. То есть, в абсолютно американском стиле – мы говорим на плохое хорошее, а на хорошее – плохое.
Так что речь Трампа в целом носит деструктивный характер. О переносе столицы Израиля в Иерусалим, который дестабилизировал ситуацию, перетасовал все карты, сместил балансы сил на Ближнем Востоке – об этом американский лидер говорил, как о достижении. А это весьма сомнительно.
Он критиковал ОПЕК. По его словам, это организация, которая якобы диктует цены на углеводороды всему миру. И призывал с этим заканчивать. Он также критиковал структуры ООН, в том числе по правам человека и международный уголовный суд. По мнению Трампа, правила, которые устанавливаются ООН, для Америки не действуют. В том числе не действуют и правила Всемирной торговой организации (ВТО). Это вообще отдельная тема, так как Трамп анонсировал ревизию всех международных соглашений.
Это все и есть его провозглашенная борьба с глобализмом. И если в иных условиях мы могли бы этому только аплодировать, но на практике сегодня получается, что Америка полностью отменяет все действующие правила игры в международной торговле, в сфере информационной безопасности, во всех основных сферах. И фактически ничего не предлагает взамен. А вмешательства Америки во внутренние дела суверенных государств продолжаются.
Если бы эти две дыры были закрыты, террористов в Сирии уже бы не было>>
Но еще в речи американского лидера были примечательные моменты касательно России и Китая. Россия упоминалась лишь в контексте поставок углеводородов в Европу, да и то прозвучало это как упрек Германии и похвала полякам. То есть, прямого наезда на Россию не было. Как говорится, мелочь, но приятно. Ни про вмешательство в выборы сказано не было, ни про Скрипалей, ни про все то, что обычно вменяется России. Это очень отрадный момент.
Что же до Китая, то он тоже был описан в достаточно мрачных тонах – воровство интеллектуальной собственности и киберпространства, и манипуляция с валютой, и жуткая плановая экономика, и невыгодные торговые соглашения. Но при этом Си Цзиньпин – хороший.
То есть, даже Трамп не может себе позволить открыто, по всем фронтам наступать на Китай. Он пытается сбалансировать похвалу в адрес лидера и критику его политики.
В речи американского лидера все, что касается двух стран – России и Китая, которые во всех американских официальных документах обозначены как вызов и угроза для США, смикшировано. И таким образом, прямого вызова России и Китаю не было. Это показывает определенную сбалансированность его речи, но в целом она была достаточно опасной для мира.
Что же до Ирана, то тут американцы все-таки оказались в изоляции. Мы долго следили за позицией стран Европейского союза, которые гарантировали ядерную сделку, и мы переживали, что они в итоге поддадутся на давление США. Хорошо, что этого не произошло. Была "шестерка" по иранской сделке, теперь "пятерка" без США. Но эта "пятерка" последовательно отстаивает позиции Ирана, и то, что он не должен быть наказан за свои правильные действия. Потому как, и МАГАТЭ, и ЕС, и Россия, и Китай подтверждают, что Иран свои условия сделки выполнил.
Пример Ирана показателен для всего мира, и весь мир сейчас следит за тем, чем это все закончится. Пока американцы в направлении Ирана и по всем остальным вопросам действуют на дальнейшую дестабилизацию и подрыв тех устоев международной системы безопасности, торговли и прочего, которые сложились в последние десятилетия.