БАКУ, 17 авг — Sputnik, Алексей Стефанов. Сын известного азербайджанского поэта и переводчика Ильхама Бадалбейли Тимур Бадалбейли родился в Москве и, как он говорит, "стал первым в семье коренным москвичом". До Тимура не было в роду Бадалбейли и актеров.
Зингер-Салман и Борис Зингерман
Родители отца Тимура Бадалбейли работали врачами, а прадед Салман Рахбарли был управляющим отделения акционерного общества "Зингер и Ко" Сальянского района. У него даже прозвище было соответствующее — Зингер-Салман. Семья жила богато, пока в годы гражданской войны в Азербайджан вместе с XI Красной армией не пришла советская власть. Предкам актера чудом удалось избежать репрессий.
"Семейное предание гласит, что еще до революции у прадеда были дачи на берегу Куры. И вот однажды ему сообщили, что там прячется какой-то революционер. Но дед его не прогнал – пожалел. И властям не сдал. А позже оказалось, что революционером был не кто иной, как Иосиф Джугашвили по кличке Коба. Насколько эта легенда отвечает историческим фактам, не знаю, но азербайджанская страница биографии вождя-тирана достаточно туманна. По крайней мере, мой отец рассказывает эту историю именно так", — говорит Тимур Бадабейли.
Дачи, конечно, советская власть национализировала, а прадед стал работать рядовым бухгалтером. Любопытно, что его прозвище спустя много лет зазвучало с новой силой. Когда отец актера встретил свою будущую жену-москвичку, оказалось, что у нее фамилия по отцу Зингерман. Так и сошлись внук Зингер-Салмана и дочь Бориса Зингермана.
"Вампир" российского кино: мечтаю попробовать бакинскую яичницу с помидорами>>
А вот о роде Бадалбейли Тимур знает не так много. Многие уверены, что близким родственником ему приходится народный артист СССР, композитор и педагог Фархад Бадалбейли: "Мы долгие годы выясняли степень родства, но так и не смогли в этом разобраться, а потом устали и просто договорились, что мы родня. Так друг к другу и относимся — Фархад ко мне — как к племяннику, с папой они считают себя братьями. У нас очень теплые отношения".
Почему Тимур решил стать актером, он не знает. Возможно, в этом есть заслуга дедушки по маминой линии – Бориса Зингермана. Он выдающийся искусствовед, корифей русского и мирового театроведения.
"Я многим ему обязан в своем творческом воспитании. Меня уже с детства называли клоуном и артистом. Всем нравилось, как я умею развлекать. Детский возглас: "Тимур, посмеши" у меня до сих пор в ушах звенит. Видимо, все было предопределено. Хотя я мог и не пойти в театральный институт – учился во французской спецшколе, неплохо освоил французский язык, получал призы в городских литературных олимпиадах. Думал про юридический, про МГИМО, но выбрал театр", — вспоминает актер.
Азербайджанское кино: уровень пока не тот
В последний раз Тимур был в Баку в конце июня. Как он говорит, воспользовался тем, что нужно было уладить кое-какие дела, чтобы побывать на исторической родине. Баку он по-прежнему любит, но считает, что город потерял свой былой колорит.
"Не восхититься сегодняшним Баку нельзя – город преобразился, многих подкупает это сочетание Востока и Запада. Но меня в Баку возили с раннего детства, и я полюбил его таким, каким он был. Сейчас многих районов, пусть и не очень благополучных, попросту нет. Это обидно, а чего-то очень жаль.
Единственное, что утешает, благодаря режиссеру Олегу Сафаралиеву и сценаристу, продюсеру Рустаму Ибрагимбекову в свое время был снят фильм "Прощай, южный город", где я сыграл главную роль. Говорил, кстати, на азербайджанском. Эта картина на международных кинофестивалях завоевала множество призов. И я как исполнитель главной мужской роли тоже. Благодаря этому фильму, в котором действие разворачивается в 1988-2000 годах, уходящая натура Баку осталась на пленке. И, что немаловажно, запечатлелась под прекрасную музыку композитора Сиявуша Керими", — говорит Тимур Бадалбейли.
Картина "Прощай, южный город" стала не единственной азербайджанской лентой, в которой снялся актер. Тимур также сыграл в фильме режиссера Рустама Ибрагимбекова "Глазами призрака" — лауреата кинопремии "Ника" и в продолжении приключенческой ленты 1981 года "Не бойся, я с тобой — 2" режиссера Юлия Гусмана.
"Кто бы что ни говорил, а фильм "Не бойся, я с тобой – 2" получился достаточно веселым, самостоятельным произведением. В адрес Юлия Соломоновича были высказаны некоторые претензии, чего невозможно избежать при создании сиквела. Считаю, что они совершенно неоправданны. Кроме того, это была благородная и замечательная идея вывести на экран любимцев публики — Льва Дурова и Мухтарбека Кантемирова, которых, к сожалению, уже нет в живых. Не всегда все должно оцениваться коммерческой составляющей. А я в этой картине играл супермена, бывшего военного разведчика", — отмечает Тимур.
Звание заслуженного артиста Азербайджанской Республики, как полагает Бадалбейли, он получил именно за то, что отметился в азербайджанском кинематографе. Хотя состояние национального кино, по словам актера, оставляет желать лучшего.
"В этот приезд, помимо родственников, я встречался с друзьями, связанными с киноиндустрией, и, наслушавшись их рассказов, не могу сказать, что кинематограф республики находится на высоте. Хотелось бы, чтобы кино, как вид искусства, получил в Азербайджане какое-то развитие. И дело не только в деньгах, а в энтузиазме и талантливом посыле.
Молодой режиссер Руфат Гасанов в 2013 году снял ленту "Хамелеон" за какие-то копейки. Тогда показалось, что мог бы наступить ренессанс азербайджанского кино, но пока этого не произошло. Жаль, что Олег Сафаралиев ничего не снимает, хотя он бы мог показать уровень. Хотя, может, что-то и меняется в лучшую сторону – знаю, что в Азербайджане снимается много сериалов, которые я, к сожалению, не вижу, да и языковой барьер мне мешал бы их оценить по-настоящему", — поясняет актер.
Прощай, Таганка?
В труппу Московского театра драмы и комедии на Таганке Тимур Бадалбейли пришел в 1994 году, сразу после окончания учебы в Высшем театральном училище имени Щукина на курсе Юрия Любимова. Но уже вскоре, по всей видимости, покинет стены родного театра, который, как он считает, превращается во что-то очень странное.
"С декабря я отлучен от своей родной сцены. Мне бы не хотелось вдаваться в подробности этой очень пошлой истории с фальсификациями, подлогами, бумажной бюрократической галиматьей. Могу только сказать, что у меня не сложились отношения с новым директором театра Ириной Апексимовой", — уверен Бадалбейли.
Плюс от такой непростой ситуации в жизни актера, это то, что он полностью посвятил себя кино, что не всегда приветствовалось в театре. Вот и на это интервью Тимур Бадалбейли прилетел из Екатеринбурга, где снимается в сериале "Золото Лагина" о конфликте в советской золотодобывающей артели.
"Над этой картиной по заказу НТВ работает замечательный режиссер с хорошей старой профессиональной школой Леонид Белозорович. На экране будет 1982 год — ушедшая эпоха, костюмное кино, уже другие характеры и типажи. Играть в таком фильме всегда интересно.
Тем более что я хорошо помню, как учился тогда во втором классе, и в памяти отпечатался день смерти генерального секретаря ЦК КПСС товарища Брежнева: черные ленточки на флагах, отмененные уроки, много классической музыки по телевизору…
А еще слова одноклассницы, которая во время минуты молчания, когда классная руководительница попросила всех встать, уверенно шепнула мне фразу: "Ну, все — теперь война будет". Я испуганно переспросил: почему? А она так же жестко ответила: "Потому что он все держал". После чего попыталась прослезиться. Я тогда очень испугался – нас же воспитывали в милитаристской атмосфере, и все боялись, что начнется атомная война", — вспоминает Тимур и добавляет: "Меньше всего хотелось бы сейчас в реальной жизни вновь оказаться в тех предлагаемых обстоятельствах…"
В картине Бадалбейли играет роль злодея — антагониста главного героя Лагина, роль которого исполняет Александр Балуев. Съемки продолжатся до октября. "Мы снимаемся в живописных натурах – лесах, на горных склонах, у нас выстроены замечательные декорации прииска. Эти картинки прямо просятся на экран. Надеюсь, это будет захватывающая история", — заключает Тимур Бадалбейли.