Каждый родитель покупает своим детям игрушки. При этом наличие или отсутствие у них денег значения не имеет — часто приходится идти навстречу желаниям своих детей. Они требуют от родителей именно те игрушки, которые нравятся им самим.
Казалось бы, ничего странного в этом нет. Вполне нормальное детское желание иметь любимые игрушки. Но при детальном изучении, выясняется, что выбор игрушек происходит не по желанию самого ребенка, а под влиянием рекламы и анимационных фильмов.
Сначала в мир проникают идеи, а затем производимые товары закупаются на ура
Во всем мире производство анимационных фильмов напрямую связано с гигантским бизнесом по производству игрушек. Компании, производящие мультфильмы, уже во время самого процесса думают о будущей судьбе мультяшных героев. Со временем полюбившиеся детям герои, такие как Микки Маус, Ниндзя-черепашки, Супермен, Человек-паук и другие запускаются в производство и реализуются огромными партиями.
Как можно отказать малышке и не купить для нее куклу Эльзу?
Вся западная реклама игрушек, а также другой продукции включает в себя элементы из мультяшных персонажей. Скажем, Человек-паук снимался в рекламе воды Evian, автоконцерна Audi и так далее.
Тот же Бэтмен снимался в рекламе компании Turkish Airlines.
Причем, есть самые разные версии этих сюжетов. О Супермене сняты анимационные и художественные фильмы в самых разных интерпретациях. И в рекламе используют самые разные варианты подачи информации с участием этого героя.
Точно такая же картина наблюдается с другими героями мультфильмов. Сначала на экраны выходит анимационный фильм с участием новых персонажей. По мере внедрения в сознание детей этих героев, создаются художественные фильмы с теми же героями для более взрослой аудитории. Параллельно начинается выпуск игрушек и иной продукции, где присутствуют "супермены" или "бэтмены".
Компании по производству одежды закупают у правообладателя лицензию на право использования на детских вещах все тех же мультяшных героев. Детская обувь, тапочки, постельное белье, банные принадлежности, шампуни, мыло, зубная паста и щетки выпускается с изображениями любимых детьми анимационных персонажей.
Бизнес есть бизнес. Западное мышление диктует оперативную деятельность во всех направлениях. Современному человеку некуда скрыться от рекламы и товаров. Многие герои мультфильмов производятся в стенах крупных американских компаний — как говорится, сначала в мир проникают идеи, а затем производимые товары закупаются на ура.
Профессионал возьмет за такую мягкую куклу ручной работы 500 манатов
Производства каких-либо местных игрушек в Азербайджане практически нет. Такие персонажи азербайджанских сказок как "Тыг-тыг ханым", "Джыртдан" или "Меликмамед" никак ни присутствуют в жизни малышей. Пара-тройка азербайджанских мультфильмов, конечно, имеется, но в виртуальном и телевизионном пространстве безраздельно властвует Голливуд.
И, естественно, дети в основном требуют у родителей купить им разных роботов, монстров, кукол Барби. То, что они видят с экрана телевизора или планшетов, со временем материализуется на их полках для игрушек.
Местные игрушки производят увлекающиеся частным производством любители. На изготовление одной игрушки расходуется примерно два-три дня, а эксклюзивные модели на заказ отнимают еще больше времени. Они реализуются по цене 25-45 манатов.
Если кто-то хочет заказать персонажа из классической азербайджанской поэзии художнику, то это удовольствие обойдется довольно дорого. Профессионал возьмет за такую мягкую куклу ручной работы как минимум 500, может даже 700 манатов.
Так называемые маскотные игрушки довольно популярны среди детей. Купить такие игрушки для детей можно лишь у отдельных художников или в специальных магазинах в Ичеришехер. И то, ими интересуются лишь иностранцы, пополняющие свои коллекции сувениров.
Продать такой товар довольно сложно. Наши частники ощущают отсутствие интереса к национальным игрушкам и часто точно так же производят вручную те же самые голливудские бренды.
Ожидать каких-либо патриотических чувств от поколения "пепси" не приходится. Окончив среднюю школу, они имеют лишь одно желание: быстрее покинуть родину и направиться туда, где живут персонажи из их детства. Они уверены, что жизнь там лучше и слаще, а ничего изменить в лучшую сторону у себя на родине не получится.
Давно пора повернуться лицом к проблемам детей
Игрушки и мультфильмы – это и часть бизнеса, и составная часть информационной войны. Помутненное иностранными персонажами сознание не способно оценить лучшие стороны жизни азербайджанского общества.
На самом деле давно пора повернуться лицом к проблемам детей, понять, что они смотрят, что слушают, кому поклоняются. Безусловно, давно надо создать государственную программу по развитию сферы национальной анимации и производства азербайджанских игрушек.
Положительным примером могут служит корейцы, японцы и китайцы, производящие мультфильмы с национальными образами и, естественно, игрушки для детей.
Потеря национальной самоидентичности Азербайджана может стать второй крупной по величине проблемой после нагорно-карабахской проблемы.