БАКУ, 16 июл — Sputnik, Халид Мамедов. Если потребители получат возможность жаловаться на просроченный или некачественный товар и получать за причиненный им ущерб компенсацию, компании-поставщики перестанут выставлять такие продукты на продажу.
Об этом Sputnik Азербайджан сказал эксперт-экономист Натиг Джафарли, комментируя недавнее заявление председателя Агентства по продовольственной безопасности (АПБ) Гошгара Тахмазли.
При АПБ была создана мобильная программа поддержки, с помощью которой граждане смогут сообщать обо всех случаях нарушения продовольственной безопасности. Программа нацелена на повышение общественного контроля в данной сфере, и была представлена в мае.
По словам Тахмазли, если граждане столкнутся со случаями нарушения в сфере продовольственной безопасности в зонах отдыха, на территориях своего проживания и в любом другом месте внутри страны, то посредством мобильной программы они смогут оперативно сообщить об этом в Агентство.
Джафарли положительно оценил данную инициативу. По его словам, в таком случае отпадает необходимость в специальных структурах по продовольственной безопасности.
По его мнению, гражданский контроль обладает более серьезным эффектом: "Например, в США граждане, чьи права нарушили, могут обратиться в суд и получить от компаний компенсацию в очень крупных размерах. Речь идет о продаже просроченных или некачественных продуктов питания".
Из-за серьезного контроля со стороны граждан компании не выпускают на рынок некачественные или просроченные товары, продолжил эксперт, потому как подвергаются серьезным штрафам, платят компенсации.
"Речь идет о миллионных компенсациях. По данному поводу существуют интересные факты. К примеру, суд вынес решение о выплате компенсации в два миллиона долларов за чашку просроченного кофе", — рассказал Джафарли.
Он считает, что наличие Агентства по продовольственной безопасности, и формы общественного контроля в настоящее время — наиболее эффективный путь для решения проблемы.
Если на основе жалоб граждан будут предприняты серьезные меры, начнут применяться наказания, то это будет сдерживать недобросовестных бизнесменов, а граждане станут увереннее покупать продукты, считает он.
При этом эксперт считает целесообразным проводить по жалобам потребителей судебные разбирательства.
Продукция на фермерских ярмарках Баку и Сумгайыта подверглась проверке >>
Эксперт-экономист Вугар Байрамов также считает, что данная модель успешно применяется в ряде стран, в том числе в Европе.
"Было бы лучше, если бы данную деятельность осуществляли независимые структуры, к примеру, как это делается в Эстонии", — заметил он.
Активность граждан в этом процессе очень важна с точки зрения контроля над предпринимателями.
"Потому что в данном случае, при обращении потребителя по поводу какого-либо факта, результаты разбирательства будут обнародованы, так как на портале будут опубликованы обращение потребителя, описана проблема, в которой он столкнулся, и окончательное решение", — сказал эксперт.