Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган рассказал, почему Турция после переговоров с несколькими странами купила С-400 именно у России: "Российская Федерация удовлетворила наши запросы, как в плане цены, так и в вопросах доставки и передачи производства и технологий".
Заметим, речь идет о четырех дивизионах С-400 "Триумф" на сумму около двух миллиардов долларов. И в конце апреля Россия уже начала их производство.
Это не экстраординарная сделка: первой страной НАТО, принявшей на вооружение российские комплексы С-300, уже стала Греция.
Но некоторые американские сенаторы считают, что покупка современной системы ПВО С-400 Турцией противоречит интересам и законодательству США, и предлагают наказать Анкару. Санкции должны вырвать заблудшего Эрдогана из объятий России. Однако рассмотрим возможные последствия резких движений Вашингтона.
Американские странности
Соединенные Штаты давно сдерживают развитие турецкой системы ПВО. Анкара просила у Вашингтона ЗРК Patriot еще во времена Саддама Хусейна и американской военной операции в Ираке. После отказа турки заявили о потере доверия к НАТО. Десять лет спустя, в конце 2012 года США все же отправили в Турцию — на границу с Сирией — две батареи ЗРК Patriot, но в 2015-м забрали их обратно, сославшись на снижение угрозы. Тогда же сорвались очередные переговоры о поставках американских комплексов ПВО. Параллельно американцы бесперебойно снабжали оружием и финансировали сирийских курдов, что нервировало Анкару.
Но после того, как в сентябре 2017-го Анкара подписала соглашение о поставке российских комплексов С-400 и внесла аванс, Пентагон оперативно объявил о намерении ускорить поставку Турции систем ПРО, в том числе ЗРК Patriot. Но как оказалось, предложение было уже не актуально. Реджеп Эрдоган ответил: "Они с ума посходили из-за того, что мы договорились по С-400. А чего вы хотите? Чтобы мы вас ждали? Мы сами себя обеспечиваем во всем, что связано с безопасностью. Мы предпринимаем предупредительные меры и будем продолжать это делать".
Параллельно Турция провела переговоры о закупке аналогичных систем ПВО SAMP/T производства итальяно-французского концерна Eurosam.
Санкции неконструктивны
Однако Вашингтон продолжает вооружать и финансировать курдские демократические силы в Сирии, которые Анкара считает террористами. Реакцией Турции уже стали две операции – "Щит Евфрата" и "Оливковая ветвь" – проведенные вопреки протестам США.
Группа американских сенаторов активно продвигает законопроект о санкциях против Анкары (включая запрет на продажу истребителей F-35 для турецкой армии). Реджеп Эрдоган обещает новые превентивные операции против курдского ополчения. Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу отмечает, что его страна ответит встречными санкциями на резкие движения за океаном.
На этом фоне Москва стремится получить нового союзника для противостояния с Вашингтоном в Средиземноморском и Ближневосточном регионах. То, что Турция – член альянса, это принципиально ничего не меняет.
Боевые возможности
Пентагон предъявил Анкаре и другие претензии: мол, С-400 не сопряжены с системой вооружений стран Североатлантического альянса. Между тем, совместные миссии и операции НАТО не раз демонстрировали слабость ЗРК Patriot.
Иракские баллистические ракеты Scud полетели также в Израиль. И развернутая для обороны Тель-Авива американская противоракетная система Patriot стала большим разочарованием: из 38 иракских ракет Scud расчеты попытались перехватить 17, но попали только в семь из них. Тот провал американской системы Patriot заставил израильский ВПК создать собственную систему ПРО.
После трех этапов модернизации Patriot и разработки высокоманевренной противоракеты ПАК-3 возможности возросли – комплекс способен сбивать оперативно-тактические ракеты противника на дальности до 25 километров и высоте около 15 километров. И все же Patriot — это вчерашний день.
Вне конкуренции
Американский и российский мобильные комплексы Patriot и С-400 имеют пункты управления и пусковые установки зенитных ракет, способны работать автономно и получать информацию извне. Однако С-400 имеет круговой обзор и может управлять значительной сетью ЗРК различных типов (С-400, С-300, Панцирь-С1, Тор-М1) с сотнями ракет. А Patriot имеет радар с углом обзора 90 градусов, который устанавливается в направлении вероятного появления воздушных целей (это явный недостаток, ведь современные ракеты способны атаковать с любого направления).
Купол безопасности у американского комплекса невелик. ЗРК Patriot способен перехватывать уничтожать цели, летящие со скоростью до 2500 километров в час, на дистанциях до 100 километров (баллистические – до 25 километров) и на высоте до 25 километров (баллистические – до 11 километров).
Глазами ЗРК является помехозащищенный радар кругового обзора, который обнаруживает все существующие в природе виды летающих объектов (от самолетов-невидимок до гиперзвуковых ракет) на дальности 600 километров. РЛС классифицирует цели, отделяет свои от чужих, определяет степень опасности каждой и передает их координаты на пункт боевого управления.
После опознания и захвата цели остается лишь запустить одну из пяти типов ракет, которыми оснащается С-400. Возможности "Триумфа" перекрывают показатели любого другого комплекса противовоздушной (противоракетной) обороны. И не случайно в очереди за С-400 стоят самые большие страны мира.