БАКУ, 10 апр — Sputnik. За 27 лет постсоветской трансформации нефтяные экономики СНГ показали лучшие темпы роста, отмечают эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) в своем обзоре нефтяных экономик СНГ. На основе данного исследования можно прийти к выводу, что для Азербайджана прогноз на ближайшее время — благоприятный.
Экономики почти всех стран, вошедших в состав СНГ, восстановились после экономического шока 1990–1995 годов, однако этот процесс протекал неравномерно. С 1990 по 2017 год лишь Азербайджан и Казахстан смогли более чем двое увеличить реальный валовый внутренний продукт (ВВП), а экономическая активность в этих странах повысилась в 2,6 и в 2,03 раза соответственно.
Все страны, вошедшие в состав Содружества, в том числе Грузия, в период распада СССР и последовавшего затем периода трансформации экономик столкнулись со значительным снижением экономической активности. Пик падения пришелся на 1995 год, когда сокращение экономик по сравнению с 1990 годом составило в реальном выражении в среднем 48%.
Первыми начали восстанавливаться экономики Армении и Грузии, последней — Украина, экономика которой начала расти только в 2000-м. С 2003 по 2007 год экономики большей части стран СНГ достигли показателей 1990 года и превзошли их. Последними восстановились Таджикистан (к 2013-му) и Грузия (к 2017-му), а экономики Украины и Молдовы окончательно не восстановились после спада.
Глава Центробанка Азербайджана прокомментировал слухи об ослаблении маната>>
До 2005 года реальный рост ВВП Азербайджана демонстрировал отрицательную динамику (негативное влияние оказывала нефтяная конъюнктура). С 2006 по 2014 годы наблюдалась высокая положительная динамика ВВП, после чего неблагоприятные цены на нефть затормозили прогресс.
Тем не менее, начиная с 2010 года (даже с учетом того, что на протяжении большей части этого периода цены на нефть держались на довольно высоком уровне) фактический темп роста ВВП Азербайджана незначительно отклонялся от потенциального.
Спад экономики в 2016 году обусловлен как нефтяным фактором, так и динамикой потенциала экономики (в 2015–2016 годах негативным фактором стал тренд относительных нефтяных цен). При этом экономика не претерпела более значительного спада благодаря фактору бизнес-цикла, что можно увязать с проведенной девальвацией национальной валюты и последующей жесткой монетарной политикой властей.
По итогам 2017 года ненефтяная часть ВВП показала рост в 2,7% в реальном выражении, что отражает положительный вклад компонента бизнес-цикла. В 2017 году цены на нефть выполняли скорее роль сдерживающего фактора, что выразилось в номинальном приросте ВВП (на 0,1%).
Что касается перспектив на ближайшую перспективу, то, по мнению экспертов, с 2018 по 2019 годы ВВП Азербайджана должен зафиксироваться в зоне роста, учитывая вполне позитивные ожидания от динамики цен на нефть (по прогнозам АКРА, в 2018 и в 2019 годах цена барреля нефти марки Brent составит соответственно 58 и 60 долларов).
В результате ожидать перегрева в экономике страны не приходится, что минимизирует риски планомерного ослабевания инфляционных процессов и выхода среднегодовой инфляции на уровень, установленный Центральным банком Азербайджана на период 2018–2019 годов (6–8%), заключают аналитики.