БАКУ, 9 апр — Sputnik, Фуад Ализаде. Введение электронных выписок из государственного реестра недвижимого имущества позволило ликвидировать прямые контакты между чиновниками и гражданами, а также ускорить процедуры подтверждения прав собственности и продажи.
Об этом заявил начальник государственной службы реестра недвижимого имущества (ГСРНИ) при Государственном комитете по имущественным вопросам АР (ГКИВ) Хикмет Мустафаев в понедельник, девятого апреля в рамках делового диалога по теме "Новый этап регистрации недвижимого имущества: электронные выписки, инновативные мероприятия и одобрение граждан", сообщает Sputnik Азербайджан.
По его словам, данная е-услуга исключает возможность подделки документа, ограничение прав собственности на недвижимость (если утрачены бумажные носители) и необходимость дальнейшего обращения по инстанциям для их восстановления.
"Неправительственные организации (НПО) и гражданское общество должны оказать государству содействие в просвещении населения о преимуществах перехода с бумажных носителей на электронные. В соответствии с действующим законодательством, госучреждение подтверждает право собственности, в зависимости от требования граждан, в бумажной или электронной форме", — подчеркнул Мустафаев.
С 20 февраля по 30 марта этого года было выдано около тысячи электронных выписок.
В результате активного внедрения инноваций в работу государственных структур зарегистрирован 14,5%-ный рост е-услуг по регистрации прав на недвижимость и на 18,5% — е-услуг по первичной регистрации данных прав.
Вложения в строительство могут плохо сказаться на экономике — эксперт>>
Заметное упрощение процедуры продажи недвижимого имущества было отмечено и в ходе диалога представителей ГСРНИ и НПО. В частности, ранее при продаже жилья собственник должен был получить бумажное свидетельство (так называемую "форму 1"), далее заверить его у нотариуса, после чего походила регистрация приобретенного имущества. Все это вело к значительным потерям времени и, соответственно, некоторым финансовым издержкам.
"В рамках проведенных с 2014 года реформ отпала необходимость в получении "формы 1" и собственник напрямую обращался к нотариусу, а с декабря 2017 года, с вводом электронных услуг, все три этапа были сведены к одному", — подчеркнул представитель ГСРНИ.
Участникам мероприятия была также дана информация о е-услугах ранней регистрации недвижимости, которая позволяет избежать продажи одной и той же квартиры различным лицам, и электронный калькулятор недвижимости, который позволяет оценить недвижимость и рассчитать налог.
В то же время, председатель правления Общества оценщиков Азербайджана Нусрет Ибрагимов отметил недостаточность статистической базы (к примеру, по имеющимся в стране бизнес-центрам и другим ресурсам недвижимости), которая могла бы содействовать деятельности оценщиков.
"Порой возникают недоразумения и в ходе разбирательств между предпринимателями и банками, которые при выдаче кредитов оценивают лишь стоимость здания, отказываясь учитывать цену земельного участка, на котором оно располагается. При этом порой земля может стоить дороже, чем сооружение", — отметил Ибрагимов.
Со стороны ГКИВ на сегодняшний день предоставляется 37 электронных услуг, при этом 24 вида е-услуг оказывает Госреестр.
Государственный комитет по имущественным вопросам (ГКИВ) АР был создан 19 мая 2009 года в соответствии с Указом Президента.
Основное направление деятельности госкомитета — управление государственным имуществом, привлечение инвестиций, ведение единого реестра недвижимого имущества, ведение кадастра земельных участков, организация земельного рынка, защита и повышение качества земель.