БАКУ, 30 мар — Sputnik, Фуад Ализаде. Подписанные в ходе прошедшего на днях визита в Баку президента Исламской Республики Иран Хасана Роухани соглашения создали условия для интеграции экономик стран Восточной Европы, России и Южной Азии.
В среду, 28 марта 2018 года прошла церемония подписания азербайджано-иранских документов с участием президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева и президента Исламской Республики Иран Хасана Роухани.
Среди них "Меморандум о взаимопонимании между Министерством энергетики Азербайджанской Республики и Министерством нефти Исламской Республики Иран по совместной разработке соответствующих блоков в Каспийском море" и "Соглашение между Азербайджанской Республикой и Исламской Республикой Иран о финансировании строительства участка железной дороги Астара-Решт на территории Исламской Республики Иран".
От разговоров о повышении привлекательности транспортных коридоров переходом к конкретным шагам будет служить "Соглашение между Азербайджанской Республикой и Исламской Республикой Иран о финансировании строительства участка железной дороги Астара-Решт на территории Исламской Республики Иран", в рамках которого Азербайджан предоставил кредит Ирану в объеме 500 миллионов долларов.
Азербайджан увеличит инвестиции в Турцию на миллиарды долларов >>
Выделенные средства дадут старт не только началу строительства железной дороги Астара-Решт, но и началу полноценной работы двух международных транспортных коридоров после соединения железных дорог Азербайджана и Ирана: "Север – Юг" (Скандинавские, Прибалтийские страны и Россия) и "Юг — Запад" (Турция, страны Восточной Европы) — в направлении Ирана, стран Персидского залива и Южной Азии.
Несомненно, для российских бизнесменов этот маршрут станет важным путем для освоения рынков Ирана, Пакистана, Индии и стран Персидского залива, так как снижение транспортных расходов и сроков доставки грузов заметно повысит конкурентоспособность российских товаров в южном направлении.
Конечно, страны Восточной Европы и Турция постараются воспользоваться новым коридором "Юг-Запад" для поставок грузов. И тем самым, после восстановления железнодорожного сообщения между Азербайджаном и Ираном торговые связи между странами Восточной Европы и Южной Азии заметно активизируются.
Расширение сотрудничества между прикаспийскими странами можно ожидать в контексте подписанного "Меморандума о взаимопонимании между министерством энергетики Азербайджанской Республики и министерством нефти Исламской Республики Иран по совместной разработке соответствующих блоков в Каспийском море". Речь идет о возможности разработок спорных перспективных блоков, расположенных на Каспии между Азербайджаном и Ираном. Не исключено, что в освоении данных месторождений могут принять активное участие и российские нефтегазовые компании.
Эксперт объяснил, какую выгоду принесет Азербайджану вступление в ОПЕК >>
Но самое важное, что поиск точек соприкосновения между Азербайджаном и Ираном ускорит в конечном итоге принятие статуса Каспийского моря, что ускорит и реализацию прикаспийскими странами нефтегазовых проектов регионального значения.
Помехой этому может стать разве что ужесточение риторики президента США Дональда Трампа и новые санкции в отношении как Ирана, так и России. И официальный Баку должен максимально ускорить реализацию планов в энергетическом и транспортном секторах в регионе, пока США и их западные союзники не обложили Тегеран и Москву новыми санкциями, при которых третьи страны будут подвергнуты жесткому давлению за сотрудничество с ними.
По данным Государственного таможенного комитета АР, по итогам 2017 года товарооборот между Азербайджаном и Ираном составил 257 миллионов долларов, что на 16% больше показателя 2016 года. По итогам января-февраля 2018 года товарооборот между Азербайджаном и Ираном составил 43 миллиона долларов, что на 24% больше, чем за аналогичный период 2017 года.