Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Большинство французов и немцев (65% и 61%), а также 47% британцев и 37% поляков, согласно опросу, проведенному в рамках проекта Sputnik.Мнения, считают, что санкции США неприемлемы в качестве инструмента взаимодействия с европейскими партнерами. О том, почему так сложилось и чего ждать в недалеком будущем, Sputnik Азербайджан побеседовал с российским политологом, профессором Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Дмитрием Евстафьевым.
— Почему европейцы в настоящее время все больше склоняются к тому, что санкции США неприемлемы?
— Да, это происходит. И не только потому, что США, усиливая санкции, решают свои экономические проблемы за счет денег европейцев. Хотя и этот аспект начал потихоньку доходить до европейских элит. Знаете, русофобия, а то, что происходило в Европе в 2008-2014 годах, можно назвать нарастанием политической русофобии, которая в 2014-2015-м просто переросла в антироссийскую истерию, вещь приятная и легкая, когда за нее платит кто-то другой. Когда за нее платишь ты, а в 2015-2016 году европейцы стали и косвенно, и напрямую, но из своего кармана оплачивать антироссийскую политику, то рациональность политического мышления возвращается быстро.
Главное в том, что в Европе даже те, кто не разуверился в антироссийской политике, начали понимать, что, поссорившись с Россией, они начали утрачиваться свою геополитическую состоятельность и самостоятельность. Европейский союз, еще в 2008 году — второй по потенциалу глобальный геополитический игрок, к 2017 году превратился в объект экономического соперничества Китая и США. Причем, с существенно ухудшившимися социальными условиями, усилившимися рисками в области безопасности и возникающими в результате действий США рисками в сфере энергетической безопасности. Зимой 2017-2018-го стало понятно, что в случае холодов в США европейские потребители американского сланцевого газа мгновенно станут потребителями "второго сорта".
Европейцы вполне осознают, что следование в фарватере США в целом и в санкционной политике в частности может лишить Европу (и ЕС, и ключевые страны) статуса лидера в новой системе глобальных экономических и политических взаимоотношений, которая сформируется после 2025 года. И, естественно, начинают пытаться разными путями выти из той "колеи", в которую и они сами зашли, и в чем-то их туда затолкали американцы. Эти маневры не обязательно связаны с выходом из конфронтации с Россией (например, в Германии и во Франции это явно не основная линия). Но смягчение отношений с Москвой в той или иной степени видится как вариант восстановления геополитической полноценности Европы практически всеми, за исключением, естественно, британцев, которые четко встроились в американскую линию.
— Что должно случиться, чтобы США пришли к отмене санкций?
— США не пойдут на полный отказ от санкций против России никогда. Хотя бы потому, что это подчеркивает статус гегемона в глобальных экономических регулирующих институтах и процессах. Возможность по своему усмотрению вводить против России санкции, заставляя европейских сателлитов с ними соглашаться, причем публично, — это весьма ценное свойство в современном мире.
Как показывает практика, даже самый острый международный кризис, например, вокруг ядерной программы Ирана или действий КНДР не заставил США пойти на такой диалог с Россией, который даже в отдаленной перспективе предусматривал бы снятие санкций. Незначительный намек Трампа на возможность снятия санкций с России породил такую негативную волну, которая чуть его не смела. Санкции против России являются предметом бипартийного консенсуса для американской элиты. И появляющиеся детали носят исключительно тактический и пропагандистский характер.
Миссия не выполнена, но агент "Рыжик" создал для России ряд возможностей >>
Для изменения ситуации требуется изменение внутреннего расклада сил в США, упрощая, – нужен такой внутренний системный кризис в самих США, при котором вопрос о санкциях против России и об их соблюдении американскими сателлитами станет глубоко вторичным. Можете сами представить масштаб такого кризиса и его вероятность…
Другой вопрос, что внешнеполитические обстоятельства и, прежде всего, обострение отношений с Китаем могут заставить США отказаться от дальнейшего ужесточения санкций. Но то, что введено, то, вероятно, останется надолго, если не навечно.
Хотя не могу не сказать, что информационной шумихи и информационных манипуляций вокруг санкций гораздо больше, чем реального воздействия. И это тоже — проявление современного геополитического стиля американцев. Партнеров и противников они стараются, скорее, напугать, нежели разгромить.
— Почему, несмотря на то, что санкции бьют по самой Европе, ЕС также наряду с США вводит санкции в отношении с Россией?
— Потому что существует такая страшная вещь, как геополитическая логика. Пресловутая "сила вещей", сила ранее принятых решений, положенных на конкретные политические и экономические обстоятельства. "Сила вещей" в мировой политике гораздо сильнее, чем в бизнесе или в политике внутренней. Как начиналась санкционная политика? Как приятная, комфортная недолгая и главное — необременительная "прогулка". Считалось, что санкции быстро сломают российскую власть и, как говорили в начале Первой мировой войны, "все вернутся домой до Рождества". Европейскими элитами, да и обществом в целом овладело какое-то пьянящее чувство грядущей окончательной победы над вековым врагом, которая близка как никогда. Особенно усердствовали представители общеевропейских институтов, для которых эта победа – пусть и чисто политическая и экономическая — над Россией была шансом на полную универсализацию тех европейских ценностей, которые они агрессивно в тот момент промотировали. Ну, а что говорили в тот момент такие люди, как Дональд Туск и Жан-Клод Юнкер, теперь можно вспоминать только с саркастической улыбкой. Все это информационно создало ту политическую и идеологическую инерцию, которая обнулила, причем надолго, любую экономическую рациональность.
Получилось же все совсем по-другому. Вместо блицкрига получилось тягучее политическое противостояние (в результате которого ЕС, к слову, почти потерял влияние на Ближнем Востоке) и перестройка экономической системы в России. От которой, к слову, ЕС тоже явно не выиграл. А главное, в России сложилось четкое впечатление, даже у прозападных кругов, что если и договариваться с кем-то на Западе, то только с США. Но уж никак не с ЕС и европейцами, которые несамостоятельны, слабы и лживы.
То есть, исход противостояния России и США пока не вполне ясен, но то, что Европа потерпела катастрофическое поражение, уже ясно.
Во всем виновата Россия! — стандартное для западного политика объяснение неудач >>
Но начать исправлять ситуацию означает не просто признать ошибочность политики Европы и на национальном, и на наднациональном уровне с 2008 года, но и геополитическую несостоятельность элит. Которые последовательно принимали ошибочные стратегические решения, будучи поражены идеологической слепотой.
Ну кто же на такое в современной Европе решится? Для такого нужен новый де Голль, а таких политиков в Европе не просматривается.
— Это американская линия, с которой нельзя сойти?
— Почему нельзя? Можно. Другое дело – как. И тут есть две важные детали.
С одной стороны, европейцы хотели бы выйти из системы санкций, но по своему сценарию и на своих условиях, которые Россия должна принять. А это касается не только вопроса принадлежности Крыма или ситуации на Востоке Украины, которые являются лишь внешними проявлениями российско-европейских противоречий, но, прежде всего, экономических и политических вопросов. Европа могла бы пойти на конфликт с США по поводу санкций в отношении России (как, кстати, она сделала в ходе обострения американо-иранских отношений).
Но это стало бы возможным, если бы Кремль предоставил европейцам превалирующие позиции в экономике, принял их условия реформирования ТЭКа (например, расчленения Газпрома и режима торговли газом) и начал бы переформатирование политической системы по тем моделям, которые ЕС предлагал для России в 2010-2012 годах. И тут встает вопрос – а не превышают ли риски, которые создает удовлетворение требований и политических интересов ЕС, те риски, которые создает политика санкций? И будут ли соответствующие дивиденды? Россия с ЕС прошла долгий путь взаимоотношений, который привел к состоянию относительно низкого уровня доверия Москвы к европейцам.
С другой стороны, что нам, России, важнее? Чтобы европейцы громогласно политически анонсировали отмену санкций или чтобы санкции выполнялись ими постольку-поскольку? Нам нужны "шашечки" или "доехать", как говорилось в известном советском анекдоте. Политически провозглашенная политика санкций не особенно мешает реализации частных проектов европейских инвесторов в России в реальном секторе. Просто они реализуются по большей части в "безопасном" режиме без политических деклараций и с использованием нетрадиционных механизмов финансирования. И это Россию вполне устраивает.
— Приспособилась ли Россия к условиям санкций?
— Полностью приспособиться к постоянно модифицирующейся и усиливающейся системе санкций невозможно. Однако ясно, что Россия сейчас гораздо более экономически и управленчески адаптирована к санкциям, чем в 2014 году. Это касается и финансовой сферы, которая была жестко, безжалостно, но эффективно переформатирована за последние три года, в которой были созданы новые в технологическом плане системы. А главное — санкции в целом не внушают такого ужаса, как в 2014 году, когда их введение внушало большие опасения.
— Даже ожидаемая в конце января – начале февраля волна персональных санкций и ужесточение санкций в отношении российского банковского сектора?
— Что касается так называемых "персональных санкций", санкций против российских бизнесменов, считающихся близкими к президенту России Владимиру Путину и имеющих активы за рубежом, то создается стойкое ощущение, что активность американцев по этому направлению, нагнетаемая в СМИ, носит во многом информационно-маркетинговый характер. Нашим бизнесменам предлагается "договориться" на политической или коммерческой основе о том, чтобы их фамилии не появились в списке "друзей Путина". Насколько можно судить, такая маркетинговая политика американцев имеет определенный успех, хотя не могу не сказать, что если можно кого-то взять и изъять из списка "друзей Путина", то, значит, его можно ровно также в этот список без особых проблем вернуть. Хороший источник заработка для вашингтонских лоббистов на многие годы вперед. Но судьбу отдельных бизнесменов и их панические настроения не стоит ассоциировать с устойчивостью России в целом.
Что же касается санкций в отношении банков, то это более сложная история, и думаю, что американцы будут действовать тут осторожно, поскольку понимают возможность не только асимметричного, но и симметричного ответов, который поставит под угрозу собственность американских инвесторов в России, в частности, их деньги, обращающиеся в системе carry trade. В глобальной экономической войне с США РФ, конечно, противник более слабый, но и терять ему, как государству и экономической системе, не то чтобы нечего, но явно куда меньше. А к политической конфронтации Россия сейчас, в действительности, готова не хуже, а возможно и лучше США.
Так что новая волна санкций пугает, но далеко не всех и количество "не испугавшихся" оказывается сравнительно велико.
— Есть ли влияние санкций против России на Южный Кавказ?
— Любая система санкций оказывает негативное влияние на взаимодействие страны, против которой они введены, с другими государствами. Исключений не бывает. Возникает риск попасть под санкции за сотрудничество с Россией, даже если обвинения являются полностью надуманными. А особенно с учетом того, что решения о введении неких частных санкций принимаются волюнтаристски, иногда без какого-то реального обоснования. Характер отношений России со странами Южного Кавказа таков, что на текущее взаимодействие это вряд ли повлияет в принципе, осложняя только какие-то большие новые стратегические проекты. Которые придется реализовывать в менее публичном режиме и с использованием различных страховочных механизмов, прежде всего в сфере банковской деятельности.