БАКУ, 24 янв — Sputnik. Операции "Щит Евфрата" и "Оливковая ветвь" нельзя рассматривать отдельно друг от друга, сказал Sputnik Турция политический обозреватель Метехан Демир, комментируя ситуацию вокруг операции в Африне.
В сирийском Африне уже несколько дней продолжается наземная и воздушная операция, начатая турецкими вооруженными силами при участии отрядов Свободной сирийской армии (ССА) против курдских формирований PYD и YPG (оба сирийских крыла считающейся террористической в Турции "Рабочей партии Курдистана" – ред.).
Подчеркивая, что обе операции дополняют друг друга и направлены против формирования коридора запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана/Партии демократического союза (РПК/ПДС), Демир отметил, что целью операции в Африне является препятствование формированию в регионе курдского государства, уничтожение источников террористической угрозы в виде атак на Турцию со стороны РПК, и передача региона под контроль законных хозяев.
По его словам, разница между этой операцией и операцией "Щит Евфрата" заключается лишь в территории проведения и масштабности военных действий. Он также отметил, что следующий этап операции, вероятно, будет проводиться в Манбидже.
Разбирайтесь сами: "Оливковая ветвь" — результат договоренностей между Анкарой и Москвой >>
При этом Демир пояснил, что с политической точки зрения Манбидж является территорией, где наиболее вероятны разногласия с Америкой и Россией. Однако ранее и в отношении операции в Африне говорилось, что "Россия не будет обеспечивать координацию в воздушном пространстве".
"Но на сегодняшний день мы наблюдаем высокую степень взаимодействия и координации между Россией и Турцией. Кроме того, стоит обратить внимание на тот факт, что в период существования напряженности в отношениях между Россией и США Москва заняла более близкую к Анкаре позицию", — отметил он.
Указывая на то, что в Сирии происходит весьма быстрое изменение баланса сил, разрушение и создание новых стратегических союзов, политический обозреватель отметил, что по этой причине весьма сложно четко классифицировать "друга" или "противника" Турции в Сирии.
Собеседник Sputnik подчеркнул, что никто не может знать наверняка, что будет завтра. Поэтому трудно с уверенностью утверждать, будут ли иметь продолжение выстроенные сегодня близкие отношения на уровне альянса и стратегического сотрудничества.
По его словам, в этом регионе игроки, начинающие военную операцию, могут оказаться лицом к лицу с определенными контрмерами, направленными на снижение результативности данной операции или же отвлечение внимания и ослабление ведущих эту операцию игроков.
"Поэтому я полагаю, что в ходе операции в Африне могут быть предприняты шаги с тем, чтобы запутать Турцию, сбить ее с той стратегии, которую она проводит в рамках операции. Я уверен, что необходимо быть готовыми ко всему", — подчеркнул он.
В свою очередь, политолог Волкан Оздемир выразил уверенность в том, что операция в Африне является прямым следствием встречи, которая недавно прошла в Москве на уровне глав генштабов Турции и России. По его словам, аналогичным образом 9 августа 2016 года в Санкт-Петербурге состоялась турецко-российская встреча, через несколько недель после которой была начата операция "Щит Евфрата".
Официальный Баку выразил отношение к операции Турции в Африне >>
Говоря о том, что проведение операции "Оливковая ветвь" указывает на усиление сотрудничества между Москвой и Анкарой, эксперт напомнил, что некоторые близкие к Турции оппозиционные группировки были переброшены из Идлиба в сторону Африна, благодаря чему сирийские силы смогли без столкновений захватить находящийся на востоке Идлиба аэропорт.
"Это, в свою очередь, свидетельствует о росте сотрудничества между Турцией и Россией в Сирии", — подчеркнул он.
Сравнивая операцию "Щит Евфрата" с операцией "Оливковая ветвь", политолог отметил: несмотря на то, что первоочередной целью первой операции было очистить район от запрещенной радикальной террористической организации "Исламское государство" (ИГ), стратегической целью было прорвать коридор РПК/ПДС, который планировалось создать на севере Сирии. И в этом отношении операция оказалась успешной, сказал он.
Операция "Щит Евфрата", по его мнению, должна была положить конец наземному сообщению между кантонами ПДС. В связи с этим операцию "Оливковая ветвь" можно рассматривать в качестве продолжения "Щита Евфрата".
"В настоящее время Турция производит зачистку на той территории, где ранее прорвала курдский коридор", — подчеркнул эксперт.
Оздемир также призвал не комментировать операцию в Африне, основываясь лишь на заявлениях дипломатического характера. По его словам, даже если правительство Сирии и выступило с осуждением проводимой Турцией операции, все же эта операция проводится при координации со стороны России.
"Поэтому, полагаю, что стороны удовлетворены тем, как развиваются события. Считаю, что данная операция обозначила для Турции начало этапа фактического примирения с Сирией", — сказал он.
Собеседник Sputnik также отметил, что данный процесс проходит медленно и постепенно. И, по его мнению, если все будет происходить так, как нужно, то второй этап операции будет проходить в районе Манбиджа, далее на очереди — регион к востоку от Евфрата.
Эрдоган: наступление на Африн началось, следующий — Манбидж >>
Политолог также указал на вероятность того, что Турция и Сирия де-факто могут наладить отношения в Африне, а официально – в Манбидже. Одновременно, предположил Оздемир, на втором этапе курдская ПДС может окончательно занять противоположную России сторону. А на третьем этапе – в районе к востоку от Евфрата — страны региона могут объединиться против ПДС и США.
Рассуждая о том, какие меры предпримут ВС Турции, если курдские отряды самообороны отдадут Африн сирийской армии, эксперт отметил, что целью операции турецких ВС является очистка границы от террористических элементов. Он выразил уверенность в том, что, если Африн или Идлиб в дальнейшем перейдут под контроль правительства Сирии, это будет означать, что операция достигла успеха.
"Поскольку окончательной целью является обеспечение территориальной целостности Сирии, то это шаг будет означать победу Дамаска. А победа Дамаска – это победа Анкары", — заключил собеседник Sputnik.
Напомним, что ранее турецкие СМИ сообщали, что за первые 48 часов операции турецким военным и ССА удалось продвинуться на 7,5 километров вглубь региона от турецко-сирийской границы, что говорит о том, что продвижение турецких сил и их союзников идет значительно быстрее, чем это планировалось. Также было отмечено, что продолжается продвижение турецких военных и ССА на севере, западе и востоке Африна, время от времени слышны звуки артиллерии.