БАКУ, 1 янв — Sputnik, Фуад Ализаде. Вступающие в силу с начала 2018 года новые таможенные пошлины способны стать еще одним инструментом азербайджанского правительства по стимулированию деятельности национальных производителей — притом, даже в сфере "серьезного" машиностроения.
С нового года в Азербайджане будут применяться новые таможенные пошлины на экспорт и импорт товаров. Соответствующее решение Кабинета министров АР от 17 ноября 2017 года "О товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Азербайджанской Республики, ставке импортных таможенных пошлин и ставке экспортных таможенных пошлин" вступает в силу с первого января 2018 года.
Обещано, что В 2018 году азербайджанское правительство повысит внимание к развитию промышленных отраслей. Не случайно в последнее время со стороны властей с целью стимулировать работу бизнеса в данном направлении создавали промышленные парки, где предпринимателям представляются соответствующие налоговые и таможенные льготы, а также промышленные кварталы, в которых государство брало на себя расходы по созданию необходимой инфраструктуры.
В частности, в начале 2018 года в Нефтчалинском промышленном квартале (НПК) ожидается сдача в эксплуатацию совместного азербайджано-иранского автомобильного завода ОАО Аzərmaş-İran Khodro с годовой производственной мощностью 10 тысяч автомобилей, из которых две тысячи будут предназначены для экспорта.
На этом фоне было ожидаемо, что целью защиты национального производителя правительство приняло решение повысить таможенные пошлина на ввозимые авто, что уже в конце 2017 года привело к заметному росту цен на автомобили на внутреннем рынке. В результате предусмотренные к выпуску на будущем автозаводе модели автомобилей — Runna, Samand, Soren, Dena, Peugeot-206, Peugeot-207, Renault-Tondar, Renault-Pickup — станут по цене более конкурентоспособными в стране.
Уже известно, что по товарной группе номер 87 "Номенклатуры внешнеэкономической деятельности Азербайджанской Республики и ставки экспортных таможенных пошлин", а это наземный транспорт и запчасти к нему (за исключением транспортных средств для железной дороги и трамваев) с 1 января 2018 года таможенные пошлины будут рассчитываться: для новых авто с объемом двигателя больше 1500 кубосантиметров — по 0,7 доллара за кубический сантиметр, для подержанных автомобилей — 1,2 доллара. Для сравнения, предыдущие пошлины составляли для нового автомобиля с двигателем более 1500 кубосантиметров — 0,4 доллара, для автомобилей с пробегом — 0,7 доллара.
Практика повышения таможенных пошлин с целью защиты местных производителей весьма часто встречается во многих странах. Но вполне закономерно спросить: а как способствовать развитию местного производства должны снижающиеся таможенные пошлины?
Согласно все тому же номенклатурному документ, по группе 88 товарной продукции — вертолеты, космические аппараты, самолеты и запасные части к ним — с 1 января будущего года ввоз всего перечисленного в Азербайджан полностью освобождается от таможенных сборов. Между тем, ранее вертолеты, космические аппараты и самолеты, попадая в страну, облагались пошлиной в 0,5%.
Дело в том, что в Азербайджане отсутствует самолетостроение, и снижение таможенных пошлин позволит не только приобрести новейшие воздушные судна, но и, вероятно, наладить их производство и ремонт внутри страны.
Руководство ЗАО "Азербайджанские авиалинии" (AZAL) в ходе прошедшего 12-16 ноября в ОАЭ Dubai Airshow 2017 подписало ряд соглашений по приобретению и налаживанию производства самолетов внутри Азербайджана.
В частности, AZAL заключил с Boeing Commercial Airplanes контракт на покупку пяти самолетов B787-8 Dreamliner и двух B747-8F (или B777F). Стоимость соглашения оценивается в 1,9 миллиарда долларов, доставка самолетов планируется на 2019-2020 годы.
Также состоялись переговоры между ЗАО и холдингом "Вертолеты России", по результатам которых азербайджанская компания Silk Way Helicopter Services получила лицензию на ремонт и обслуживание всей линейки вертолетов, включая военные.
Итогом переговоров AZAL с Государственным предприятием "Антонов" стала договоренность о создании совместного производства самолета АН-178 на территории Азербайджана. В связи с приобретением авиакомпанией Silk Way самолета АН-124 на встрече было принято решение о совместном техническом обслуживании данного типа воздушных судов на территории Азербайджана.
Тем самым, снижение таможенных пошлин позволит сэкономить руководству "Азербайджанских авиалинии" немалые финансовые средства, а также создать новые рабочие места в стране, на предприятиях по ремонту вертолетов и организации производства самолетов.