После отделения Британии не приходится ждать преференций во внешней торговле, соглашение с Европейским союзом должно носить общий характер, и стороны переговоров сейчас выбирают формат будущего сотрудничества — на основе имеющегося опыта взаимодействия ЕС с партнерами, не входящими в союз.
Премьер-министр Британии Тереза Мэй, обращаясь к своему парламенту, заявила, что Британия не будет платить ЕС согласованную сумму (около 40 миллиардов фунтов стерлингов), если по итогам дальнейших переговоров не удастся прийти к выгодной торговой сделке.
Брюссель и Лондон без устали продолжают выяснять отношения на марафоне, именуемом Brexit. Долгие переговоры ни к чему реальному стороны пока еще не приводили, однако, кажется, Евросоюз и Великобритания все же пришли к компромиссу по первому этапу переговоров.
Брюссель и Лондон сходятся на том, что образцом для выстраивания торговых отношений между Британией и ЕС должно быть соглашение между европейским альянсом и Канадой. В этом для Евросоюза ничего нового нет, ибо Брюссель уже давно стоит на том, что после отделения Британия не сможет рассчитывать ни на какие преференции, и ей останется только заключить соглашение в общем внешнеторговом порядке. Что любопытно, Лондон вдруг тоже заговорил про канадскую сделку, но уже в британском формате, что означает соглашение, созданное на основе канадского, но предполагающее гораздо больше привилегий.
Европейский союз настаивает, что выбирать можно только между двумя жестко оговоренными сценариями — канадским и норвежским. Норвегия имеет доступ к единому рынку ЕС, но она же готова во многом и играть по правилам Евросоюза. А если Британия к этому не готова, то она будет взаимодействовать с ЕС по схеме Канады.
Для Британии важная проблема с канадским соглашением в том, что оно ориентируется на торговлю продуктами, а не услугами, в то время как услуги составляют 70% британского производства и 40% ее экспорта. Поэтому Британия собирается добиваться сделки совсем другого плана, пусть и отсылающей к канадскому варианту. Один из аргументов в пользу возможности привилегий то, что в отличие от Канады, британские рыночные стандарты полностью соответствуют стандартам ЕС, то есть рынки совместимы гораздо лучше.
Мэй и раньше не раз подчеркивала, что никакая договоренность с ЕС не считается окончательной, пока не согласованы все условия отделения. Но на практике имеет значение время, когда делается то или иное утверждение. В частности, заявление Мэй об отказе Британии от выплат Евросоюзу, адресованное парламенту, появилось уже после того, как был достигнут компромисс с Еврокомиссией по первому этапу переговоров. И оно произвело гораздо более сильное впечатление, чем если бы появилось раньше.
Процесс отделения Британии от ЕС систематически сталкивается с проблемами, которые грозят его сорвать. Такая ситуация может навести на мысль, что кто-то его саботирует и целенаправленно добивается срыва. Первым "подозреваемым" может оказаться Брюссель. Сразу после британского референдума о членстве Евросоюз переключился в режим карательной риторики, чтобы у других участников не возникло соблазна последовать примеру Британии.
Но развитие событий показало, что решения Брюссель склонен принимать прагматические решения. В итоге он не стремится к тому, чтобы Британия не отделялась. Главная цель — в том, чтобы после отделения у Лондона стало меньше привилегий в ЕС, чем было прежде. А в самой Британии все чаще озвучиваются мнения о том, что благодаря членству в ЕС компенсировались экономические просчеты британского правительства. Марафон по Brexit продолжается.